Пушкин про учителей: Стихи про учителя: Красивые стихотворения известных поэтов классиков для детей

Роберт Рождественский — Учителям: читать стих, текст стихотворения полностью

Удачи вам, сельские и городские
уважаемые учителя,
Добрые, злые и никакие
капитаны на мостике корабля!
Удачи вам, дебютанты и асы, удачи!
Особенно по утрам,
когда вы входите в школьные классы,
Одни – как в клетку, другие – как в храм.
Удачи вам, занятые делами,
которых не завершить всё равно,
Накрепко скованные кандалами
Инструкций и окриков из гороно.
Удачи вам, по-разному выглядящие,
с затеями и без всяких затей,
любящие или ненавидящие
этих – будь они трижды… – детей.
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
что если останется жить Земля,
высшим достоинством человечества
станут когда-нибудь учителя!
Не на словах, а по вещей традиции,
которая завтрашней жизни под стать.
Учителем надо будет родиться
и только после этого – стать.
В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,
Он будет солнце нести на крыле.
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле!

Анализ стихотворения «Учителям» Рождественского

Впервые посвящение «Учителям» Роберта Ивановича Рождественского было опубликовано на страницах газеты «Советская культура».

Стихотворение создано не позднее 1987 года. Страна, по сути, больше не живет советскими идеалами, которым поэт был искренне предан. Наступившее время кажется ему смутным, двуличным. И Р. Рождественский обращается к одному из последних бастионов «разумного, доброго, вечного» – школе. В его жизни школ было несколько, первая – омская, а последняя – ленинградская. В жанровом отношении – обращение, призыв, послание. Рифмовка перекрестная (и одна омофонная рифма), деления на строфы нет. Поэт желает «удачи» педагогам всей все еще необъятной страны, столичным и деревенским. В те годы профессия уже подрастеряла престиж, уважение в обществе, однако сам поэт сохраняет к ней старомодное почтение. Впрочем, стих не просто поздравительный или патетический. Автор знает, что в профессию приходят разные люди: «добрые, злые и никакие». Однако каждый такой капитан все еще выводит свой корабль в бурное житейское море. «Дебютанты»: наиболее чувствительные к настроениям времени, неопытные, нуждающиеся в помощи. «Асы»: учителя старой закалки, которым предстоит учить детей на сломе эпох. «Как в клетку»: ведь только на словах легко найти подход к любому классу и ребенку. Для кого-то работа – испытание на прочность, прежде всего, нервов. «Как в храм»: храм знаний. Для тех, кто любит свой предмет и умеет увлечь своим энтузиазмом учеников. «Окриков из гороно»: критика отделов образования, ставящих во главу угла лишь эффектную отчетность и наращивание показателей. «Будь они трижды…»: довольно смелое умолчание. Впрочем, подходит не только «прокляты», но и «благословенны». «Если останется Земля»: кажется, в эту пору у автора появились в этом сомнения. Однако оптимизм берет верх. «Солнце нести на крыле»: в будущем обращение «злые и никакие» станет невозможным. «Профессия дальнего действия» создаст новое человечество, мудрое, «талантливо-дерзкое». Лексика и возвышенная, и разговорная, интонация сердечная, вдохновляющая. Афористичность (скажем, строки последней трети стиха). Инверсия: станут учителя. Несколько энергичных восклицаний. Метафоры: солнце нести, скованные кандалами. Повторы, перечисления, параллелизм, противопоставление.

Произведение «Учителям» Р. Рождественского – напутствие педагогам и планка, к которой надо стремиться.

поэт, учитель, мыслитель. Литературно-музыкальный вечер

25 октября 2016

Наставникам, хранившим юность нашу, 
Всем честию, и мертвым и живым, 
К устам подъяв признательную чашу, 
Не помня зла, за благо воздадим. 
А.С. Пушкин

В октябре отмечался «Международный день  учителя» и «День лицея». Может быть  поэтому осенью этого года на занятиях литературной гостиной нам захотелось поговорить  об учителях и учениках; о том как учили в лицее в прошлом веке и о современной школе.

Учащиеся нашли интересный материал о лицейских наставниках А. Пушкина. Выпускник центра С. Ершов провёл литературный семинар:  «А Пушкин и А. Куницын –две жизни, две судьбы» 

Цикл занятий по этой теме завершился литературно музыкальным вечером: «А. Пушкин – поэт, учитель, мыслитель, который прошел в центре 4 октября этого года. На вечере исполнялась литературно-музыкальная композиция «Лицея день  заветный», подготовленная учащимися центра и студенткой РГПУ им А. И. Герцена Ариной Медведевой.

Выпускник центра психолог С. А. Ершов подготовил и провёл викторину: « Наставникам за благо воздадим»  Он попросил слушателей рассказать  о любимых учителях и хороших учениках. Его игровые задания увлекли зрителей. Мы услышали интересные импровизации о роле учителя в нашей жизни. Несколько вопросов были посвящены Александру Петровичу Куницыну – лицейскому наставнику и другу А.С. Пушкина. Зрителям захотелось побольше узнать  об этом интересном человеке.

Праздничный подарок сотрудникам и учащимся центра подготовили вокальный коллектив центра культурно-спортивной реабилитации Санкт-Петербургского регионального отделения ВОС «Кантилена» и сотрудники Санкт-Петербургской государственной специальной библиотеки. Незрячие вокалисты исполняли романсы П. И Чайковского и М. И. Глинки на стихи А. Пушкина, а сотрудники библиотеки Н. В. Федорова  и О. Б. Кузнецова прочитали стихи А.С. Пушкина: «На холмах Грузии…», «Отрок». Прозвучали стихи Ф.Тютчева «Я встретил вас…», А.Толстого «Средь шумного бала…», которые образуют своеобразный поэтический триптих со стихотворением А. Пушкина «Я встретил вас…» Своё выступление они закончили стихотворением Б.Окуджавы «Счастливчик Пушкин», которое явилось ярким подтверждением  интереса к личности поэта в современном искусстве.

Тему продолжила президент Пушкинского клуба, выпускница центра М.Е. Тонаева. Она читала стихи современных поэтов посвященных А. Пушкину.

Профессиональный актёр и режиссер Андрей Святский – гость вечера — провёл литературную викторину: «Неизвестный мир известного поэта» и исполнил романсы композитора Исаака Шварца.

Занавес закрылся, но зрители еще долго не расходились, обсуждали услышанное.

«Мы испытали чудо соприкосновения с поэзией и музыкой».
Г. Антипенкова (реабилитант)

«Получился настоящий праздник торжества искусства, который запомниться всем надолго».
Н. Антонцев (реабилитант)

Информацию предоставила:
специалист по реабилитации инвалидов
Воробьева В.Н.

Первые учителя Пушкина | Сочинение и анализ произведений, биографии, образ героев

Но если речь заходит о начальной поре жизни великого русского поэта, то обычно мы вспоминаем лицейские годы, его друзей и учителей. Из более ранних лет, пожалуй, больше всего известно о няне Пушкина — Арине Родионовне, имя которой благодаря его творчеству знает каждый. Но ведь — Пушкин поступил в Царскосельский лицей в 1811 году, когда ему уже исполнилось 12 лет, причем принимали в только что открытое привилегированное учебное заведение по результатам достаточно сложных экзаменов, к которым надо было готовиться заранее. Значит, кто-то уже научил будущего поэта тому, что давало возможность успешно пройти через — вступительные испытания. К сожалению, даже в научной литературе не так много об этом сведений. В докладе постараемся на их основе рассмотреть. кто же были эти незаслуженно забытые люди —

первые учителя Пушкина.

Юный Пушкин рос в культурной, высокообразованной дворянской семье. Его дядя Василий Львович Пушкин был известным в то время поэтом, принадлежавшим к «карамзинистам», и в родительском доме юный Александр тоже часто мог видеть известных литераторов, в том числе и самого Н.М. Карамзина — главу молодой русской литературы той поры. Часто здесь звучали разговоры на литературные темы: обсуждали новые произведения, спорили, читали стихи. Вряд ли маленький ребенок мог что-то понимать из этих разговоров, а к творчеству своего дяди он впоследствии относился весьма иронично, но все же сама культурная атмосфера не могла не сказаться на его формировании.

Арина Родионовна  — няня Пушкина

В доме Пушкиных находилась прекрасная библиотека, брать книги из, которой никто детям не запрещал. По всей Москве славилась и библиотека дяди Василия Львовича, которой завидовал даже известный собиратель книг граф Д.П. Бутурлин. Но, в основном, это была зарубежная — главным образом французская — литература. Произведений русских писателей в таких собраниях было значительно меньше. Это не удивительно: ведь хорошо известно, что в аристократических дворянских семьях широко использовался французский язык — порой даже больше, чем русский. Некоторые мемуаристы отмечают, что Александр и говорить начал на французском языке.

Но были вокруг него и те, кто сумел передать мальчику любовь и уважение к родному языку. Его народные, фольклорные основы он впитывал вместе со сказками, которые так выразительно умела рассказывать няня Арина Родионовна. Об этом поэт много позже написал в стихотворении «Зимний вечер››

Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой по утру шла.

А еще он часто слышал сказки и старинные предания от Марии Алексеевны Ганнибал бабушки со стороны матери. Как вспоминала сестра поэта Ольга Сергеевна, эта удивительная женщина оказала большое влияние на воспитание детей Пушкиных — их было трое: старший Александр, средняя Ольга и младший Лев. Бабушка была и первой наставницей в письменном русском языке, которым сама прекрасно владела. Она же рассказывала внуку о семейных преданиях и знаменитых предках и, конечно, о самом известном из них – прадеде Абраме Петровиче Ганнибале, о котором много лет спустя поэт написал произведение в прозе «Арап Петра Великого». К сожалению, этой замечательной женщины не стало уже в 1818 году, вспоминая о ней, поэт писал:

Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.

Но о других своих первых учителях он не оставил свидетельств в творчестве, что дало основание первым биографам Пушкина, а вслед за ними и серьезным исследователям его творчества говорить о том, что, фактически, никакого серьезного образования до лицея Пушкин не получил: «Воспитание детей, которому родители не придавали большого значения, было беспорядочным. Из домашнего обучения Пушкин вынес лишь прекрасное знание французского языка, а в отцовской библиотеке пристрастился к чтению (тоже на французском языке). Эта позиция впервые появилась в работе биографа Пушкина П.В. Аненкова «Александр Сергеевич Пушкин в Александровскую эпоху», вышедшей в 1874 году. В ней автор крайне нелицеприятно отзывался о семье будущего поэта, что вызвало тогда серьезные возражения. Но впоследствии именно эта точка зрения возобладала, приводя порой к парадоксальным суждениям о Пушкине: «Он был человек без детства». Вероятно, такая странная позиция явилась следствием недостатка фактических данных, но когда были открыты новые материалы — письма родителей, брата и сестры поэта, опубликованные в издании «Мир Пушкина» стало очевидной несправедливость прежних оценок. Наиболее полное их опровержение на основе архивных данных содержится в работе С.К. Романюка «В поисках пушкинской Москвы», вышедшей к 200-летию поэта. Что же дают нам эти новые сведения?

Семейство Пушкиных не было богатым, но они не жалели денег на образование детей, как и было принято в то время, нанимали им иностранных учителей, хотя такое домашнее образование было весьма дорогостоящим. После революции во Франции в Россию хлынул поток эмигрантов, среди которых было немало настоящих аристократов. По воспоминаниям сестры Пушкина, именно таким и был первый учитель французского языка граф Мотнфор, «человек образованный, музыкант и живописец». С.К. Романюк делает предположение, что этот человек происходил из древнего нормандского рода и, видимо, попал к Пушкиным по рекомендации общих знакомых. После него латинский и французский языки детям преподавал Русло, который, как отмечала Ольга Сергеевна, писал «хорошие французские стихи», что, возможно, повлияло и на Александра. Особо Ольге Сергеевне запомнился учитель русского языка по фамилии Шедель. Ему попалась на глаза тетрадь, в которой маленький Пушкин, подражая Вольтеру, написал целую поэму под названием «Tolіаdе». В ней рассказывалось о войне карликов и карлиц. Прочитав первые строки, учитель расхохотался. Маленький Александр очень обиделся, расплакался и бросил свою поэму в печку.

Еще детям преподавали немецкий язык, учителям была госпожа Лорж. Но Александру этот язык не нравился, и особых успехов в его изучении не было. Интересно в этом то, что, если французскому языку учили всех дворянских детей, то немецкий встречался не часто, и совсем меньше нанимали учителей английского языка. Но семья Пушкиных решила дать детям основательное гуманитарное образование, а потому была приглашена англичанка мисс Бейли, которая преподавала английский язык. По-видимому, она была дочерью известного преподавателя из Московского университета Джона Бейли. Больших успехов в изучении этого языка в детские годы у Александра не было, зато впоследствии, когда молодой поэт-романтик увлекся Байроном, он на этой основе, заложенной домашним образованием, смог значительно улучшить свои познания и читал произведения английских писателей в подлиннике.

Но, конечно, особый интерес вызывают первые учителя русского языка, которые преподавали в семье Пушкиных. Как и обо всех остальных, об этих учителях сохранились лишь отрывочные сведения, но и они помогают представить себе, на каком высоком уровне велось преподавание. В то время обычно учителями русского языка были люди духовного звания. Нам хорошо известно это из комедии Д.И. Фонвизина «Недорослъ», где нерадивого Митрофанушку учит грамматике семинарист Кутейкин. В богатых аристократических семьях обычно нанимали гораздо более образованных священников или дьяконов, закончивших академию. Так поступили и родители будущего поэта. Первым из учителей русского языка был у него молодой дьякон Алексей Иванович Богданов. Он окончил Московскую духовную академию, где, помимо обязательных предметов, изучал еще латинский, немецкий и французский языки. Вторым учителем русского языка, а также арифметики и Закона Божьего у Пушкина стал Александр Иванович Беликов (отец Александр) — священник церкви Святой Марии Магдалины при Александровском училище. В этом учебном заведении он преподавал Закон Божий и за свою педагогическую деятельность несколько раз получал награды от императрицы и со стороны духовенства. Но известность Беликов получил еще и за свои литературные труды: переводы духовных книг с французского языка, написанный им «Катехизис, или Краткое изложение христианского закона» и других. Много позже в 1846 году он издал трехтомный русско-латинский фразеологический словарь.

Как видим, еще до поступления в лицей Пушкин имел Возможность заниматься с очень хорошими учителями – одними из лучших в Москве того времени. Они и подготовили Александра к поступлению в Царскосельский лицей. Стоит отметить, что далеко не всегда дворяне стремились продолжать образование своих детей — многие ограничивались тем, что давали домашние учителя. Вспомним героя романа Пушкина — Евгения Онегина. Рассказывая о его жизни до выхода в свет, автор подчеркивает, что типичным для дворянского общества как раз и являлось домашнее образование, результатом которого было знание французского языка, хороших манер. Но Сергей Львович и Надежда Осиповна хотели дать детям лучшее образование, которое тогда существовало в России, поэтому весной 1811 года они выехали в Петербург. Уже здесь стало известно о том, что открывается новое учебное заведение — Лицей. Это и определило окончательное решение. На вступительный экзамен, который проходил 12 августа, было допущено немного желающих — всего 21 человек. И дело было не только в престижности такого образования, но и в сложности самого экзамена. Сохранилась ведомость, по которой можно сравнить успехи на экзамене, которые показал Пушкин и его будущие лучшие друзья – И.И. Пущин, В.К. Кюхельбекер и А.А. Дельвиг. Если французский язык на оценку «хорошо» ответили из них только Пушкин и Кюхельбекер (Пущин «посредственно››, Дельвиг «преслабо»), то за русский язык один Пушкин удостоился оценки «очень хорошо». Но еще интереснее то, что на арифметике будущий поэт тоже показал знания на уровне других поступающих, а также получил оценку «хорошо» за «общие свойства веществ тел» (сейчас это предмет естествознание). В результате Александр был зачислен в Лицей, и для него началась новая жизнь.

Конечно те не многочисленные сведения о первых учителях Пушкина, которые удалось собрать, не могут дать полной картины его раннего, долицейского образования. Но все же определенные выводы они позволяют сделать. Вне сомнения, родители Пушкина заботились о том, чтобы их дети стали высокообразованными людьми и прилагали к этому максимальные усилия. Первые учителя Пушкина — это не случайные преподаватели, «числом поболее, ценою подешевле», как иронично заметил в комедии А.С. Грибоедов Чацкий. Очевидно, родители поэта стремились найти действительно достойных педагогов. При этом круг изучаемых дисциплин был даже шире, чем обычно встречалось в дворянских семьях той эпохи. А конечным результатом явилось то, что юный Пушкин сумел получить настолько хорошее домашнее образование, что без проблем поступил в лучшее учебное заведение России — в Царскосельский лицей. Не будь у него тех первых учителей, о которых мы все же так мало знаем, может, совсем иначе сложилась бы судьба не только старшего из сыновей Сергея Львовича и Надежды Осиповны, но и всей великой русской литературы, «золотой век» которой открывает имя Александра Сергеевича Пушкина.

Кто был учителем Пушкина? | Библиотечка

На уроках литературы в любых российских школах мы узнаём, что Александр Сергеевич Пушкин — наше всё. О том, насколько мы его хорошо знаем я писал до этого целую статью. Вот она.

Но сегодня я хотел бы коснуться другой темы, а именно: Кого можно считать учителем Пушкина? Явные и тайные влияния на великого поэта.

Кого можно считать учителем Пушкина?

Существует классическое фото «учителей» Пушкина. Учителей в кавычках, потому что слово «учитель» тут весьма условно. Под учителем мы будем понимать человека, который быть может и напрямую не связан был с поэтом, но оказал на его становление, стиль большое влияние.

Слева направо: И.И. Дмитриев, Н.М. Карамзин, Жуковский В.А , К.Н. Батюшков

Дмитриев и Карамзин были друзьями. Оба являлись основоположниками «нового» русского стихотворного языка. В частности, Дмитриев был еще и отличным сатириком, пародирую и высмеивая всевозможных одописцев, подражателей, в худшем смысле этого слова, Державина и Ломоносова. Карамзин — реформатор русского языка, который ввел в обиход такие простые нам слова, как «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность».

Жуковский и Батюшков — поколение, что называется «по-младше». Жуковский был учеником Карамзина и наставником Александра Сергеевича. Стоит добавить, что Жуковский — автор классического перевода «Одиссеи». Батюшков оказал непосредственное влияние на Пушкина, как стихотворца. В. Г. Белинский, говоря о значении Батюшкова в развитии русской лирики, указывал: «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно».

Еще один из общепризнанных учителей Пушкина — Вольтер

Вольтер. Настоящее имя Франсуа-Мари Аруэ

В молодости Пушкин был страстным поклонником творчества Вольтера. В своём стихотворение «Городок» юный Пушкин называет 4х своих кумиров и первым среди них Вольтера:

«На полке за Вольтером
Вергилий, Тасс с Гомером — все вместе предстоят.»

Пушкин подражает Вольтеру в своих ранних поэмах («Бова», «Монах», в сказке «Царь Никита и сорок его дочерей» и, конечно же, в «Гавриилиада»). В чем выражается это подражание? Поэмы Вольтера довольно скабрезны (вульгарны), фривольны. Вольтер играет на грани фола. Не секрет, что Вольтер даже отказался ставить своё настоящее имя на знаменитой «Орлеанской девственнице», дабы не иметь проблем с потомками Жанны Д Арк. А один из них даже вызвал Вольтера на дуэль.

Собственно «Орлеанская девственница», которую Пушкин зачитал до дыр и, вероятно, нашёл в библиотеке своего дяди Василия Пушкина и стала прообразом «Гавриилиады». Пушкин, кстати, имел потом большие проблемы из-за своего богохульного произведения. Письмом к царю Николаю I он испросил прощения за свою шалость и был прощён. Позднее Пушкин старался не вспоминать о «Гавриилиаде».

Но кто же тогда те «тайные» кумиры Пушкина, о которых мало говорят?

В первую очередь, это Людовико Ариосто.

Людовико Ариосто. Портрет кисти Тициана

Людовико Ариосто очень интересный автор. Его современники считали сумасшедшим на основание того, что в поэме «Неистовый Роланд» Ариосто постоянно меняет темп повествования, отклоняется от темы и пишет о каких-то совсем уж фантастических вещах (что разум людей, которые его потеряли, хранится в склянках на Луне). Но суть в том, что Ариосто гениальный поэт, который писал октавами (размер стиха). Именно октавы Ариосто называют «золотыми октавами». Пушкин считал Ариосто одним из величайших итальянских поэтов.

Во-вторых, это древнеримский поэт Овидий

Пулий Овидий Назон

Почему Овидий был так притягателен для Пушкина?

Дело в том, что у них было несколько общих вещей. На тот момент, когда Пушкин увлекся Овидием, молодого поэта отправили в ссылку в Молдавию. Поводом для ссылки стала «Руслан и Людмила». Если вы все еще считаете это произведение сказкой, то читайте мою статью про Пушкина (ссылка в начале этой статьи). Но и сам Овидий считал себя жертвой власти. Его тоже несправедливо отправили в ссылку из богатейшего родного Рима к варварам в город Томи (нынешняя территория Румынии). Известно, что среди декабристов южного общества Пушкина даже называют «племянником Овидия». О судьбе Овидия и своей собственной Пушкин сокрушается в строках «Цыгане».

Какой вывод можно сделать из прочитанного?

В очередной раз убеждаюсь, что мы совсем мало знаем о самом знаменитом и прославленном нашем поэте. А тайный смысл многих его произведений и по сей день не ясен многим простым читателям.

Подписывайтесь на мой канал и делайте репосты в соц. сети
Здесь вы узнаете еще много интересного и удивительного.

Учителя Пушкина в Лицее

Первый директор Царскосельского лицея В.Ф.Малиновский

19 октября 1811 года Царскосельский лицей, созданный по указу императора Александра I, принял первых учеников. Император был всерьез заинтересован идеей подготовки высших государственных чиновников. Ведь главная цель, которая ставилась при открытии Царскосельского лицея — это воспитание государственных служащих высшего ранга, дипломатов и военных новой формации из детей дворянского сословия.

Огромную роль в открытии Лицея сыграл М.М.Сперанский, который со свойственной ему проницательностью осознавал, что России нужны высокообразованные люди с новым мышлением и внутренней свободой. Для работы в Лицее были привлечены лучшие преподаватели во главе с прогрессивным директором, просветителем Василием Федоровичем Малиновским, сын которого, Иван, стал воспитанником этого учебного заведения. Среди друзей Ивана был и Александр Пушкин.

Трудно переоценить ту роль, которую сыграли педагоги Царскосельского лицея в духовном и нравственном становлении поэта.

Кто были учителя Пушкина в Лицее?

Одним из самых молодых педагогов Лицея был Николай Федорович Кошанский. В Лицее он преподавал русскую словесность и латинский язык. На момент открытия Лицея ему было всего тридцать лет, но он к тому времени уже многого добился. Он закончил с золотой медалью философский факультет Московского университета, имел докторское звание. Был автором целого ряда филологических работ. Кошанский побуждал лицеистов к творчеству, сам сочинял и переводил стихи. Он старался привить им вкус к прекрасному, показывая образцы из классических произведений древности. На его уроках лицеисты слушали рассказы и проводили анализ произведений авторов, современников лицеистов — Державина, Карамзина, Дмитриева, Жуковского. После окончания А.С.Пушкиным Лицея, Кошанский разбирал с учениками стихи молодого поэта.

Адъюнкт-профессор физических и математических наук Яков Иванович Карцов преподавал в Лицее арифметику, алгебру, геометрию, физику, черчение. Карцов был очень серьезным, одаренным, знающим человеком. Он тщательно подходил к выбору учебного материала. В Царскосельском лицее первостепенное внимание уделялось гуманитарным наукам, и ряд лицеистов математическими дисциплинами интересовались недостаточно. Оценивая знания Александра Пушкина в математике, преподаватель замечал, что тот приметных успехов не оказал. Надо отдать дань Якову Ивановичу Карцову, который всегда отличался педагогическим тактом, деликатностью, был гибок. Однажды, услышав неверный ответ на задачу, Карцов сказал Пушкину: «Садитесь и пишите свои стихи». До последнего дня своей жизни Карцов преподавал в Лицее.

Учитель французского языка и французской словесности, профессор Давид Иванович де Будри был умным, образованным человеком. Некоторое время он преподавал в Лицее риторику, вернее декламацию. Он окончил Женевскую академию со степенью кандидата богословия. Он был младшим братом выдающегося деятеля Французской революции Жана-Поля Марата. Де Будри отличался демократическим характером. К профессии педагога он подходил творчески. Желая дать ученикам как можно больше, он положил в основу усвоения иностранного языка живой разговор. Давид Иванович привлекал своих учеников к театральным постановкам. Он всегда стремился к новизне. Лицеисты с большим уважением относились к грамотному, ищущему педагогу. Пушкин с большим удовольствием посещал уроки де Будри, он был его лучшим учеником. Вдовствующая императрица Мария Федоровна оказывала свое покровительство де Будри. За верную службу в разное время она презентовала ему подарки.

Адъюнкт-профессор нравственных наук Куницын Александр Петрович был на шестнадцать лет старше Пушкина. Куницын закончил Педагогический Институт, был слушателем Геттингенского университета, то есть был по-европейски образован. Этот молодой человек, спокойный, прямой, как струна, с бледным лицом и звучным голосом, был блестящим педагогом. За Куницыным в Лицее закрепилась слава либерала. 19 октября 1811 года на торжественном открытии Лицея, где присутствовал император, Куницын выступал с речью. Адъюнкт-профессор говорил о «существе гражданских обязанностей», о «благе целого общества», о «причинах благоденствия и упадка государств». Оратор выступал с большим пафосом. После его речи император сказал министру: «Представьте к отличию».

В то время, когда открывался Лицей, высокопрофессиональных преподавателей в России в достаточном количестве не было, но было большое желание воспитать дворян, достойных и годных для ответственной государственной службы. Куницын был один из тех, кто мог дать многое, он обладал даром слова, умел увлечь учеников, имел живое воображение. Пушкин всерьез интересовался философскими и государственными науками, которые преподавал Куницын. Александр Сергеевич многому научился у Куницына, и спустя годы после окончания Лицея хранил о нем добрую память.

Преподавателем немецкого языка и немецкой словесности был профессор Фридрих Гауеншильд (Федор Матвеевич Гауеншильд). В связи с тем, что Гауеншильд владел русским языком в недостаточной мере, а лицеисты плохо понимали немецкий язык, преподавание немецкой словесности шло на французском языке. У Гауеншильда была досадная привычка всегда жевать лакрицу, что вызывало шутки у учеников Лицея. Освоение немецкой литературы у лицеистов шло слабо.

На время, когда педагог Кошанский поправлял своё здоровье, словесность и латинский язык в Лицее преподавал молодой профессор Галич Александр Иванович. В свое время он учился в Петербургском педагогическом институте, далее продолжил свое образование в одном из самых либеральных учебных заведений Европы — Геттингенском университете. Предложение преподавать в Царскосельском лицее было для Галича интересным, но неожиданным. Работа с лицеистами – это было для него ново, ему была более привычна взрослая аудитория. Потратив немало времени на уроках на рассуждения о жизни и чтение вслух русских книг, Александр Иванович останавливался, раскрывал заметки римского историка Корнелия Непота и говорил: «А теперь, господа, потреплем старика». Это выражение стало крылатым в среде лицеистов. В 1815 г. Александр Иванович оставил Лицей. Лицеисты тосковали без Галича и тешили себя надеждой, что он вернется.

Кайданов Иван Кузьмич преподавал в Лицее историю, географию и статистику. Профессор Кайданов с 1813 года включился в издание учебников по истории, по которым учились не только лицеисты от А.С.Пушкина до М.Е.Салтыкова-Щедрина, но и несколько поколений русских и иностранных гимназистов. Иван Кузьмич был предельно корректен с успевающими учениками, но крайне требователен к отстающим. Пушкин и его сокурсники по первому выпуску с добром вспоминали учителя истории.

Фотий Петрович Калинич, учитель чистописания, ставил своей целью выработать у учеников красивый каллиграфический почерк. Иметь превосходный почерк должен был каждый лицеист. Искусство каллиграфии удавалось Александру Горчакову, Вильгельму Кюхельбекеру, Константину Данзасу. Изящно мог писать и Александр Пушкин. Фотий Петрович Калинич умел не только красиво писать, но и красиво петь, он с радостью участвовал в хоре лицеистов и «служил юношеским басам очень полезною октавою».

Учить лицеистов рисованию был призван Сергей Гаврилович Чириков. Он преподавал не только изящные искусства, но и исполнял обязанности гувернера. Имел прозвище Герой Севера в честь сочиненной им поэмы с одноименным названием. Уроки С.Г. Чирикова принесли пользу — всех своих воспитанников он научил рисовать. Этот простой стихотворец и отличный учитель обладал спокойным и приятным характером. В нем было внутреннее достоинство, не позволяющее лицеистам переходить грань с шалостями. Воспитанники Царскосельского лицея относились к Сергею Гавриловичу сердечно и зачастую собирались у него в квартире для декламации стихов.

Александр Васильевич Вальвиль был в Лицее учителем фехтования. Он — автор трактата, изданного на русском и французском языках — «Рассуждение о искусстве владеть шпагою». Лицеисты Вальвиля очень уважали. Особо преуспевающими учениками были Александр Пушкин, Сергей Комовский, Аркадий Мартынов.

Учителя Пушкина в Лицее (список)
Николай Федорович Кошанский
Яков Иванович Карцов
Александр Петрович Куницын
Давид Иванович де Будри
Федор Матвеевич Гауеншильд
Александр Иванович Галич
Иван Кузьмич Кайданов
Фотий Петрович Калинич
Сергей Гаврилович Чириков (изящные науки)
Александр Васильевич Вальвиль (фехтование)
А. В. Крекшин (верховая езда)
Людвиг-Вильгельм Теппер де Фергюсон (пение)
А.М.Пушкин (полевая фортификация)

Директора Лицея
1811- 1814 г.г. Малиновский Василий Федорович
1816 март – 1823 г.г. Энгельгардт Егор Антонович

Учителя и наставники Пушкина в лицее

Воспитанием учеников в Царскосельском лицее занималась целая команда специалистов, состоявшая из:

  • директора,
  • гувернеров (учителей),
  • надзирателей
  • и прочих помощников.

 

1. Первый директор — Малиновский

Первым директором лицея был Василий Фёдорович Малиновский — русский просветитель.

Он был отцом одного из учеников и друзей Александра Пушкина — Ивана Малиновского.

Главной своей задачей он считал создание дружеских и даже родственных отношений между воспитанниками.

Себя представлял отцом большого семейства, старался поддерживать каждого ученика.

Во время войны с Наполеоном, когда французские войска взяли Москву и город исчезал в пожарах, утешал всеми силами Александра Пушкина, у которого в той стороне осталась семья.

Хотя война Василию Фёдоровичу далась очень тяжело. Вести о приближающихся вражеских войсках заставили готовиться учеников и весь персонал к отъезду. Директор же хотел оставаться в Царском селе до последнего.

Малиновский был директором лицея с первого дня его открытия до дня своей смерти — 4 апреля 1814 года.

После него до 1816 года директором никого не назначали.

 

2. Второй директор — Энгельгардт

В 1816 году на должность директора был назначен Егор Антонович Энгельгардт — писатель и педагог.

Он пробыл директором первого выпуска, в котором учился Пушкин, менее года. А потому не успел хорошо сдружиться с лицеистами, и не смог стать им вторым отцом.

Но отношения с лицеистами у него были неплохими. На выпускной он подарил им особые чугунные кольца — символ нерушимой памяти.

Не раз он проявлял благосклонность к выпускникам.

Например, он защитил Пушкина от наказания, когда тот накинулся с поцелуями на княжну Волконскую (он перепутал ее в темноте с молодой горничной Наташей).

И предпочел забыть о пирушке, устроенной студентами в лицее, так что этот случай не повлиял на их чины при выпуске.

 

3. Профессор Куницын

Александр Петрович Куницын преподавал лицеистам нравственные и политические науки:

  • логика,
  • этика,
  • право.

Куницын на своих лекциях много рассуждал о свободе и о необходимости ограничения власти, что господствует над людьми, так как неограниченная власть превращается в тиранию.

Пушкин напишет о нем несколько строк в стихотворении «19 октября»:

«…Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…»

 

4. Профессор Кошанский

Николай Фёдорович Кошанский преподавал эстетику, русскую и латинскую словесность.

С виду он был несколько мрачен и чопорен, за что ему дали прозвище «Гробовщик».

На самом деле это был невероятно умный человек, который понимал, что одной только строгостью послушания и внимания от лицеистов не получишь.

Поэтому он старался сделать свои лекции максимально интересными. И у него это получилось: лицеисты внимали каждому его слову.

Профессор был на хорошем счету, и даже планировал занять место директора Малиновского.

 

5. Профессор Карцов

Яков Иванович Карцов преподавал математику и физику.

К сожалению, привить интерес к своему предмету у учеников у него не получилось. На его занятиях все занимались своими делами (Пушкин, естественно, писал стихи).

В конце концов, он перестал требовать от своих учеников хоть какого-то внимания и перестал тратить на них время, занимаясь только с Вольховским — самым лучшим учеником всего потока.

Часто на уроках страивались посиделки, на которых Карцов рассказывал забавные истории. Так проходили учебные занятия.

Экзамен ученики сдавали по заранее приготовленным для каждого ученика билетам.

 

6. Преподаватель Галич

Александр Иванович Галич преподавал русскую словесность, заменяя больного Кошанского.

Он вел уроки свободно и непринужденно, дисциплины не требовал. Вместо сидения за партами, ученики часто крутились вокруг него. На его уроках нередко разгорались споры.

Он поддерживал Пушкина в его литературных экспериментах. Именно он подсказал Александру написать стихотворение для переводного экзамена.

Пушкин напишет о нем в одном из своих стихотворений:

«Апостол неги и прохлад,
Мой добрый Галич vale! [будь здоров]
Ты Эпикуров младший брат,
Душа твоя в бокале.
Главу венками убери,
Будь нашим президентом,
И станут самые цари
Завидовать студентам!»

Становится ясно, что лицеисты видели в нем больше товарища, нежели преподавателя.

 

7. Преподаватель Эльснер

Фёдор Богданович Эльснер преподавал лицеистам военную науку с 1816 года.

Считается, что благодаря ему 12 воспитанников пушкинского курса поступили после окончания лицея на военную службу.

 

8. Профессор Будри

Профессор Давид де Иванович Будри преподавал в Царскосельском лицее французскую словесность.

Он считался строгим преподавателем, был увлечен своим делом и отдавался ему полностью, чем воодушевлял своих воспитанников.

Учил их не только языку, но и искусству красноречия на французском.

Внешне он выглядел не очень опрятно: мылся редко, одежду менял еще реже. Пушкин отмечал в своих мемуарах его «замасленый жилет».

 

9. Учитель Чириков

Сергей Гаврилович Чириков преподавал лицеистам уроки рисования.

Ученики у него многому научились. Например, Пушкин в своих рукописях неоднократно оставлял к своим произведениям небольшие зарисовки и эскизы.

Сам по себе он был очень мягким и спокойным человеком. Ученики любили его, относились к нему уважительно.

Именно он пришел к Пушкину, чтобы забрать запрещенную литературу, которую тот привез с собой из родительской библиотеки. Александр сначала не собирался отдавать книги, но не смог перечить Чирикову.

 

10. Преподаватель Калинич

Фотий Петрович Калинич преподавал ученикам чистописание.

Он учил их писать не только красиво каллиграфическим почерком, но и обучал разным шрифтам, которые могли использоваться в разных ситуациях.

 

11. Профессор Кайданов

Профессор Иван Кузьмич Кайданов преподавал лицеистам историю, географию и статистику.

Он умел вызвать интерес к своим лекциям, и его слушали.

Послушных учеников он неизменно звал с прибавкой слова «господин», например «Пушкин господин».

Но порой мог выйти из себя из-за непослушания кого-либо из учеников. В такие моменты он мог называть лицеистов «скотина господин, животина господин».

 

12. Профессор Гауеншильд

Профессор Фёдор Матвеевич Гауеншильд преподавал немецкий язык и словесность.

Он был назначен исполняющим обязанности директора лицея после смерти первого директора Малиновского. Хотел занять полноправно место директора, но его не назначили.

Лицеисты не любили его. Он был груб и несправедлив с ними.

Особенностью его было то, что он постоянно жевал лакрицу (растение).

Позже ученики написали про него песню, которую распевали хором прямо при преподавателе:

«В лицейской зале тишина.
Диковинка меж нами:
Друзья, к нам лезет сатана
С лакрицей за зубами!
Друзья, сберемтеся гурьбой,
Дружнее в руки палку,
Лакрицу сплющим за щекой,
Дадим австрийцу свалку!..»

 

13. Преподаватель Вальвиль

Александр Васильевич Вальвиль преподавал уроки фехтования. Александр Пушкин был чуть ли не лучшим его учеником.

Преподаватель был уважаем среди воспитанников.

14. Людвиг-Вильгельм Теппер де Фергюсон

Людвиг-Вильгельм Теппер де Фергюсон вел в Царскосельском лицее с 1816 года уроки музыки и пения.

Он создал лицейский хор, написал прощальную песню для первого выпуска, в который входил Пушкин.

В его доме, который находился в Царском селе, часто устраивались музыкальные вечера, на котором собирались лицеисты, в их числе Пушкин, Яковлев, Дельвиг, Кюхельбекер и другие.

 

15. Надзиратель Мартин Пилецкий

Кроме преподавателей в лицее за учениками присматривали надзиратели. Это было нужно для воспитания в них смирения.

Подразумевалось, что ученики ни на одну минуту не должны чувствовать себя без надзора: на уроках за ними следили преподаватели, в остальное время — надзиратели.

Мартин был тощим со впавшими глазами, и носил черную одежду до пола. Все в его образе было чопорным, за что его часто называли иезуитом или монахом. Тому же учил он своих воспитанников.

Именно он потребовал отобрать книги у лицеистов, которые они привезли с собой. Он водил строем учеников на прогулку, записывал их за плохое поведение в специальный журнал и садил за «черную» парту для непослушных.

Он следил за учениками в ночное время: двери в комнаты не были глухими.

Естественно, следить все время за 3-ю воспитанниками было просто невозможно.

Мартин нашел среди учеников нескольких любимчиков (Корф, Корсаков) и просил их доносить на остальных.

Пробыл он в лицее не долго. В 1813 году ученики поставили ультиматум: либо уходит он, либо все они разом отчислятся из лицея. Пилецкий оставил их.

 

16. Илья Степанович Пилецкий

Брат Мартина — Илья Пилецкий тоже был надзирателем Царскосельского лицея.

Он выполнял все те же функции, что и его брат. Известно, что он запретил писать стихи лицеистам. Что, кстати, не дало должного результата: ученики все равно продолжали писать.

Любимые учителя Пушкина в лицее

Воспитанием учеников в Царскосельском лицее занималась целая команда специалистов. Среди них были те, кто стал для Александра Пушкина не просто преподавателем, а по-настоящему близким наставником.

1. Первый директор — Малиновский

Первый директор лицея, Василий Фёдорович Малиновский, считал лицей большой семьей, себя — отцом семейства, а воспитанников — своими детьми.

Он очень по-отечески относился ко всем лицеистам. И к Пушкину в том числе.

Самый яркий случай, который отражает его отношение к воспитанникам. случился во время войны с Наполеоном.

В это время вся семья Александра жила в Москве.

И когда стало известно, что вражеские войска взяли Москву, и город утопает в пожарах, Малиновский вызвал к себе Пушкина и всячески пытался его успокоить и приободрить.

Он заботился о том, чтобы выяснить как можно больше о судьбе родственников поэта.

Так Малиновский заботился о Пушкине, и переживал за него как за родного человека.

 

2. Профессор Куницын

Александр Петрович Куницын преподавал лицеистам нравственные и политические науки:

  • логика,
  • этика,
  • право.

На своих лекциях он много рассуждал о необходимости свободы для народа (в стране действовало крепостное право) и о необходимости ограничения всякой власти.

Лекции профессора в значительной степени повлияли на молодого поэта, и породили в нем начало для вольнолюбивой лирики в будущем.

Пушкин напишет о нем несколько строк в стихотворении «19 октября»:

«…Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…»

 

3. Профессор Кошанский

Николай Фёдорович Кошанский преподавал российскую словесность — один из любимейших предметов Александра Пушкина.

Профессор понимал, что одной строгостью внимания учеников не добьешься, поэтому он старался вести свои лекции максимально интересно, чем и привлекал внимание учеников.

 

4. Преподаватель Галич

Александр Иванович Галич преподавал русскую словесность, заменяя больного Кошанского.

На его уроках не было дисциплины, и ученики обычно сидели вокруг него. Часто на уроках устраивались споры.

Именно он подсказал Пушкину написать стихотворение «Воспоминание в Царском селе» для торжественного публичного экзамена перед Державиным.

Пушкин напишет о нем в одном из своих стихотворений:

«Апостол неги и прохлад,
Мой добрый Галич vale! [будь здоров]
Ты Эпикуров младший брат,
Душа твоя в бокале.
Главу венками убери,
Будь нашим президентом,
И станут самые цари
Завидовать студентам!»

Лицеисты видели в нем больше товарища, нежели преподавателя.

 

5. Людвиг-Вильгельм Теппер де Фергюсон

Людвиг-Вильгельм Теппер де Фергюсон вел в Царскосельском лицее с 1816 года уроки музыки и пения.

В его доме, который находился в Царском селе, часто устраивались музыкальные вечера. На них собирались Пушкин, Яковлев, Дельвиг, Кюхельбекер и другие. Очевидно, что преподаватель пения был для них больше товарищем, чем учителем.


В заключение можно сказать, что многие из преподавателей Пушкина в лицее были для него действительно близкими людьми.

Пушкинский трест | Что мы делаем

Программа педагогов, вдохновляющих Пушкина в России и Ирландии

Пушкинский трест стремится предоставить возможность детям, студентам, учителям, учителям и другим взрослым в Ирландии и России исследовать и выражать свои творческие способности, а также поощрять и отмечать уникальный голос человека, развивая и устанавливая плодотворные международные связи и отношения.

В настоящее время программа работает в школах Северной Ирландии, Ирландии и Москвы, Санкт-Петербурга, а также города и области Хабаровск на востоке России.Голос Александра Пушкина был мощным источником вдохновения для народа России конца 18 века. Это влияние никогда не ослабевает. Сегодня он остается таким же почитаемым и важным, как и тогда. Его работы продолжают находить отклик во времени, вдохновляя на творчество тех, у кого есть возможность испытать их.

Общение с российскими педагогами, их учениками и детьми привносит ценный культурный аспект в работу Пушкинского треста, добавляя силы и глубины общему опыту.
Участвуя в этом аспекте Программы, преподаватели всех уровней образования сотрудничают, создавая и делясь совместной работой. Участники обмениваются своей работой с коллегами из разных стран. Это обеспечивает совершенно разную аудиторию, а также позволяет каждому учиться друг у друга и друг у друга в духе творческого сотрудничества.

Педагогические колледжи

Колледжи, совместно работающие над этим аспектом Пушкинской программы, могут предоставить возможность преподавателям-стажерам общаться и работать со своими коллегами в других странах-участницах, позволяя им работать вместе в духе сотрудничества и творчества.Содействуя и поддерживая это сотрудничество, Пушкинский трест стремится помочь студентам-учителям стать «вдохновляющими педагогами» будущего, катализаторами творчества в своих классах. Фонд надеется оказать положительное влияние на подготовку будущих учителей в Ирландии и России.

Обеспечивая значимые контексты для трансграничных, трансграничных и международных связей для преподавателей, работа Пушкина поощряет профессиональные дискуссии и обмен передовым опытом и идеями в рамках каждой образовательной этики.

Trust продолжает работать с педагогическими колледжами, чтобы изучить, как преподаватели в Ирландии и России могут учиться друг у друга и способствовать примирению и дружбе.

Совместные проекты учителей и учеников

Каждый год классы по всей Ирландии и России полны энтузиазма от учителей и учеников, работающих над своей пушкинской темой. Сотрудничество друг с другом побуждает взрослых и детей к более творческому обучению и мышлению и дает соответствующие возможности для использования цифровых методов общения.У детей есть актуальная и очень разная аудитория для своей работы, и это их мотивирует и вдохновляет. Обмен их рассказами, их авторами, поэтами и стихами, их собственная работа и развитие дружеских отношений привносит интересный культурный аспект в работу, в которой участвуют школы. В этой работе они продвигают историю и культуру как Ирландии, так и России и открывая глаза своим детям на более широкий мир.

Учитель Михаила Барышникова — Александр Пушкин — Танцоры

«Блудный сын с упорством» Джоан Акоселла. The Guardian , 28 февраля 1998 г.

Вот цитата, которая может заинтересовать некоторых из вас, об Александре Пушкине, учителе Барышникова в Хореографическом институте имени Вагановой. Это из замечательной статьи — отчасти интервью, отчасти истории и отчасти описания — о возвращении Михаила Барышникова в Ригу в 1997 году, впервые после его бегства на Запад.

«После матери Пушкин был, наверное, самым важным человеком в молодости Барышникова.Пушкин начал собственное балетное обучение в студии Николая Легата, который помогал в обучении Нижинского. Когда Барышников пошел в его класс, Пушкину было 57, и он не танцевал, но он выступал с Кировым почти 30 лет, в основном во второстепенных ролях. «Па-де-де, па-де-труа», — говорит Барышников. `Иногда заменял директора, но он не был основным типом. Не очень красив — большой нос, длинные ноги, короткое тело — и не очень выразительный. Но классический, классический. Олдскульный, традиционный, квадратный.Академик. Обычно это такие люди, люди, которые 25 лет танцуют одни и те же партии, которые знают о технике больше, чем люди, которые развиваются и пробуют другие области. Двадцать пять лет вы возвращаетесь после летних каникул и настраиваете свое тело на один и тот же распорядок, вы выбираете время, вы выбираете метод ».

Пушкин рано начал преподавать, в возрасте 25 лет, и вскоре стал специализироваться на мужчинах. Его манеры в классе были известны своей лаконичностью. Он редко предлагал исправления, а когда делал, то они были самыми элементарными.(В школе говорили, что у него было два: «Не падай» и «Встань».) Скорее, как объясняет Барышников, таким эффективным Пушкина делала логика комбинаций шагов, которым он учил — факт. что они верны не только классическому балету, но и человеческой мускулатуре. Они казались правильными для тела, так что вы все сделали правильно. И чем больше вы их делали, тем больше становились классическим танцором. Еще одна вещь о Пушкине, говорят его ученики, — это то, что он был проявителем индивидуальности. Он направил студентов к себе, помог им узнать, какие они танцоры.«К тому же, — говорит Барышников, — он был необычайно терпеливым и необычайно добрым человеком. Действительно, очень любезно.

Если в классическом искусстве есть точка, где эстетика встречается с моралью — где красота, кажущаяся простой и естественной, дает нам надежду, что мы тоже можем быть красивыми, — Пушкин, кажется, стоял на этой точке и держал руку своим ученикам. В любом случае, он был специалистом по успокоению мальчиков-подростков, заставляя их работать и относиться к себе серьезно.Из его класса в пятидесятые и шестидесятые годы вышли лучшие танцоры Кирова — особенно Никита Долгушин, Юрий Соловьев и Рудольф Нуриев ».

Пушкин открывает молодые умы

Если вы учитель и у вас есть возможность поучаствовать со своим классом в проекте «Пушкинские премии», прыгайте. «Это очень полезно для школы, учителей и детей», — говорит Хелен Слэттери, преподающая в Национальной школе Святого Иоанна в Шенноне, штат Клэр.

Она отмечает, что научить творческому письму бывает сложно. Однако дети быстро полюбили программу. «Они радовались, когда я говорил, что мы будем делать Пушкина. То, как организован проект, воспламенило их воображение, и они захотели писать».

Около 50 школ, половина из которых находится в Северной Ирландии и половина в Республике, приглашены принять участие в проекте сроком на два года.Это означает, что у них есть две возможности подать заявки на участие в конкурсе. Каждого ребенка, который входит — все они в возрасте от девяти до 14 лет — просят предоставить папку, содержащую в общей сложности 1000 слов стихов, прозы или и того, и другого. Хотя в проекте участвуют целые классы, количество участников ограничено и зависит от размера школы.

приза присуждаются в четырех номинациях. Есть даже одна для спецшкол. Призы варьируются от первого приза в размере 50 фунтов стерлингов, который включает в себя книжные жетоны, до книг за высоко оцененные работы.Но, как сказал Слэттери один ученик шестого класса, «важен не выигрыш, а его письмо».

Программа «Пушкин» — это больше, чем писательский опыт для студентов. Учителя описывают это как путешествие к самопознанию. В этом году конкурс будет объявлен в эту пятницу, когда учителя участвующих школ посетят конференцию по творческому письму и работают вместе с профессиональными писателями.

«Выходные бесценны и вызывают энтузиазм», — комментирует Параиг Кэннон, преподающая в Scoil Cholmcille, Леттеркенни, Ко Донегол. «Я научился применять все теории, которым научился в колледже. Самым большим прорывом стал отказ от учебников».

В республике инспекторы Департамента образования рекомендуют Тресту Пушкинских премий школы к участию.«Школы, — говорит директор Puskin Prizes Энн Маккей, которая живет в Ома, штат Тирон, — тщательно сбалансированы между сельскими, городскими, маленькими, большими, полностью ирландскими, платными, бесплатными, католическими и Протестант «.

Чтобы участвовать, школам не нужны навыки творческого письма, подчеркивает Маккей. «Многие школы поступают, потому что хотят развить грамотность или заняться чем-то творческим».

В конкурсе уже приняли участие около 2000 студентов.Читается каждая запись. Судьи, говорит Маккей, ищут спонтанность, воображение, выражение чувств, использование слов и изображений, вовлеченность в выбранную тему и чувство аудитории. «Программа« Пушкин », — говорит она, — позволяет учащимся выразить свои мысли и чувства, а также развить навыки самосознания и грамотности».

Кэннон говорит, что он увидел огромное улучшение уверенности в себе своих учеников. «Они смогли записать на бумаге то, что было в них на самом деле.Они с большим уважением относились как к чтению, так и к письму, и в результате их понимание значительно улучшилось ».

Трест Пушкинских премий был основан герцогиней Аберкорн в ознаменование 150-летия со дня смерти ее предка, великого русского поэта Александра Пушкина. В этом году Доверие отмечает свой десятый день рождения. Саша Аберкорн, чьим мужем является бывший член парламента от профсоюзов Джеймс Гамильтон, была поощрена основать доверительный фонд в результате ее собственного образовательного опыта в Англии.

Ее образование было академическим и в значительной степени игнорировало ее творческое и артистическое развитие. Основная цель фонда — продвигать высокие стандарты преподавания и практики изобразительного искусства в школах, особенно посредством искусства письма.

Траст также способствует развитию связей Север-Юг между участвующими школами. «Благодаря Пушкину наша школа смогла наладить связь со школой на Севере», — комментирует Хелен Слэттери.«Это большая католическая школа в Антриме, а мы — школа Ирландской церкви с двумя учителями в Ко-Клэр. Такая связь была бы невозможна без Пушкина».

Прошлой осенью на берегу Невы в Санкт-Петербурге герцогиня Аберкорн с учениками колледжа Св. Колумбы, Странорлар, графство Донегол, и средней школы Royal and Prior, Рафо, графство Донегол — слева направо, Рори Даудс, Аманда Эдвардс , Дон МакКлин и Лора Галлахер.

Герцогиня Аберкорн, основавшая 10 лет назад Трест Пушкинских премий в память о своем российском предке, Александре Пушкине.

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина

  • Учебно-научный центр
  • многолетний опыт преподавания русского языка иностранным студентам
  • высококвалифицированный преподаватель
  • новейшие методики и техники

Институт основан в 1966 году.

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина специализируется на обучении иностранных студентов русскому языку и подготовке учителей для преподавания русского языка как иностранного. Он состоит из четырех основных отделов:

  1. Филологический факультет
  2. Кафедра обучения русскому языку как иностранному
  3. Департамент непрерывного образования
  4. Департамент довузовского образования

Учебная программа филологического факультета основана на трех циклах: четырехлетние программы бакалавриата по филологии, двухлетние программы магистратуры по филологии и лингуситике и трехлетние программы аспирантуры по русскому языку и теории и Методика преподавания русского языка как иностранного. По окончании обучения студенты получают дипломы государственного образца и степени бакалавра филологии, магистра филологии, научного сотрудника по преподаванию русского языка как иностранного соответственно.

Обладатели международных степеней MA / MS, желающие получить степень доктора философии, могут подать заявку на учебу в аспирантуре.

Кафедра преподавания русского языка как иностранного (курсы русского языка) предоставляет широкий спектр образовательных услуг в области преподавания русского языка как иностранного.

Курсы русского языка доступны для всех уровней от начального до продвинутого.

Студенты хорошо владеют русским языком, узнают о русской культуре и литературе, а также осваивают методы преподавания русского языка как иностранного. Студенты продвинутого уровня могут выбрать лекции или семинары по русскому языку, литературе, культуре и цивилизации или пройти курс делового русского языка (общение и переписка).

Все студенты обеспечиваются материалами курса и имеют полный доступ ко всем помещениям и ресурсам Института, включая языковые лаборатории, видео- и компьютерные классы, библиотеку, аудио-, видео- и компьютерные программы, разработанные в Институте.Продолжительность курса 1-10 месяцев .

Программа может быть адаптирована к потребностям студентов. Студенты могут выбирать курсы по следующим группам предметов:

  • Улучшение русского языка
  • Русская культура и литература
  • Методика и методика преподавания русского языка

Для желающих провести отпуск за изучением русского языка с июня по август проводится международных летних курсов русского языка .Предоставляется визовая поддержка. Студенты-резиденты размещаются в общежитии Института. Полная программа предусматривает:

  • 24 академических часа языковых занятий в неделю
  • экскурсия по историческим местам и музеям Москвы (по некоторым образовательным программам).

Департамент непрерывного образования обеспечивает:

  • программы повышения квалификации учителей русского языка как иностранного;
  • языковая стажировка для студентов и выпускников зарубежных колледжей, специализирующихся на гуманитарных науках;
  • дистанционный курс обучения русскому языку как иностранному;
  • элективный курс по лингвистике и методологии.
Мы уделяем самое пристальное внимание индивидуальным профессиональным интересам и потребностям.

Департамент довузовского образования предоставляет программы довузовской подготовки, включая курсы русского языка и специализированные дисциплины, для иностранных граждан, желающих подготовиться к поступлению на программы высшего образования в Пушкинском институте или в других вузах России.

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина Аттестат выдается по окончании обучения.

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина совместно с Министерством науки и Высшее образование и Торгово-промышленная палата Российской Федерации предлагает сертифицированные экзамены по русскому языку в соответствии со стандартами Совета Европы.

Экзамены также проводятся в экзаменационных центрах Польши, Болгарии, Румынии, Чехии, Италии, Швейцарии, Греции, Финляндии, Словакии, Франции, Испании, Эстонии и других стран.

В 2019 году образовательные программы Института Пушкина прошли процедуру международной общественной аккредитации, были аккредитованы Национальным центром общественной аккредитации до 30 января 2025 года и включены в Европейскую базу данных результатов внешнего контроля качества (DEQAR).


Кем был Александр Пушкин? — Dance Magazine

Я поймал предварительный просмотр The White Crow ранее на этой неделе в Нью-Йорке 92Y, и я должен сказать: даже с твердым знанием истории танца и небольшими познаниями в области киноискусства у меня были некоторые вопросы когда прокатились кредиты. Биографический фильм Рудольфа Нуреева, поставленный Ральфом Файнсом, драматизирует события, приведшие к известному бегству звезды балета из Советского Союза, затрагивая инциденты из его детства и лет в Ленинградском хореографическом училище.

Итак, прежде чем вы посмотрите фильм (который сегодня выходит ограниченным тиражом в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе), вот несколько деталей, которые может быть полезно узнать.


Что случилось с названием?

Значение загадочного названия фильма Белая ворона объясняется сразу. Это русский термин для кого-то «необычного, неординарного, не похожего на других, постороннего.»(В сторону: Кто-нибудь еще заметил тенденцию Голливуда называть смежные с балетом фильмы цветом и типом птицы? Черный лебедь , Красный воробей , Белый ворона …)

Действие фильма разворачивается в трех взаимосвязанных временных линиях.

Нуреев (Олег Ивенко) и Алла Осипенко (Анастасия Мескова) напряженно прощаются, на них наблюдает агент КГБ Стрижевский (Алексей Морозов).

Предоставлено Sony Pictures Classics

Трехкратная временная шкала, используемая Файнсом и сценаристом Дэвидом Хэром (который, по общему признанию, любит это устройство), означает, что мы, как зрители, должны работать немного усерднее, чтобы собрать воедино то, что происходит. В игре есть три разных периода времени: детство Нуреева, которое начинается с его рождения в поезде в 1938 году и до того, как мать отвезла его в его первую балетную школу; Ленинградские годы, 1955–61; и недели в Париже, предшествовавшие его бегству 16 июня 1961 года.

Несмотря на то, что фильм переплетает три нити, каждая из них разворачивается в хронологическом порядке (за исключением закрытой вводной сцены, в которой допрос Александра Пушкина, которого играет Файнс, после бегства Нуреева).

Рудольф Нуриев с Александром Пушкиным

Предоставлено DM Архив

Файнс взял на себя двойную ответственность за фильм: он не только снял, но и сыграл легендарного учителя балета Александра Пушкина (не путать со знаменитым русским писателем).Как преподаватель Ленинградского хореографического училища (так тогда называлось Академия балета им. Вагановой), Пушкин десятилетиями формировал ведущих танцоров Кирова, и Нуриев был не единственным его знаменитым учеником. Михаил Барышников, который, как и Нуреев, в конечном итоге бежал из Советского Союза (в 1974 г.), также обучался у главного учителя . «Этот человек сделал меня танцором», — сказал однажды Барышников.

Нуриев (Ивенко) присоединяется к классу Александра Пушкина (Ральф Файнс) в классе Белая ворона .

Предоставлено Sony Pictures Classics

Описание Пушкина Файнсом согласуется с рассказами его учеников. Это был «тонкий способ обучения», — сказал Файнс на просмотре, когда Пушкин предлагал идеи или просто просил танцора остановиться и повторить то, что они сделали, чтобы позволить им найти и исправить свои собственные ошибки. Барышников охарактеризовал Пушкина как «очень тихого человека. Для нас отец».

Если танцевальные последовательности выглядят великолепно (что в большинстве случаев так и есть), то это из-за бывшей звезды Королевского балета.

Нуриев (Ивенко) выступает в сериале Белая ворона .

Предоставлено Sony Pictures Classics

«Я не интересуюсь балетом», — сказал Файнс на просмотре, добавив, что его привлекло к сюжету «свирепое чувство судьбы» Нуреева, а не его танцы. «Я вышел из зоны комфорта», — добавил он. Хотя он часами смотрел архивные кадры выступлений Нуриева в рамках подготовки к съемкам, режиссер обнаружил, что разочарован тем, что во всех кадрах использовались только широкие ракурсы, чтобы показать все тело, и он очень хотел поиграть с ракурсами камеры и крупным планом во время съемок. Белая ворона Танцевальные последовательности.

Однако Йохан Кобборг, который был задействован в фильме как консультант по танцам и хореограф, убедил его, что сцены должны быть сняты, чтобы показать полное тело танцоров, и что камера должна учитывать «фронт» хореографии. . «Танцоры очень чувствительны к тому, как их снимают», — сказал Файнс. «Йохан Кобборг сказал мне:« Ну, все в порядке, но мне это кажется некрасивым, потому что я показываю вам конкретный ракурс ». «В конечном итоге они пересняли несколько танцевальных сцен.

Кто та старшая балерина, которая просит Нуреева в партнеры?

Наталья Дудинская (Анна Урбан, урожденная Поликарпова) и Нуреев (Ивенко) репетируют в кадре из фильма Белая ворона .

Предоставлено Sony Pictures Classics

Если только вы случайно не знаете эту ключевую часть кировской карьеры Нуриева, то, к сожалению, слишком легко упустить эту деталь.Когда Нуриев окончил Ленинградское хореографическое училище, он получил несколько предложений о контракте, но в конце концов отправился в Киров, где дебютировал, танцуя против звездной балерины Натальи Дудинской. Ей было под сорок, и через пару лет после официального выхода на пенсию; Нуреев был 21-летним парнем, только что закончившим академию.

В эпизоде ​​« Белая ворона» Нуриев спрашивает Дудинскую (ее играет Анна Урбан, урожденная Поликарпова), почему она попросила с ним потанцевать. «Я заставлю тебя выглядеть талантливой, ты заставишь меня выглядеть молодо», — иронично ответила она. (Мы не могли не думать, что этот комментарий также был дан в качестве дань уважения более позднему знаменитому партнерству Нуриева с дамой Марго Фонтейн.)

Да, актер, играющий Нуриева, настоящий танцор.

Как быстро становится очевидно из танцевальных сцен в фильме, актер, играющий Нуриева, также является опытным артистом балета. Его зовут Олег Ивенко, он ведущий танцор Татарского государственного академического театра оперы и балета им. Мусы Джалила.Большая часть технического мастерства и пиротехники Нуриева считаются обычным делом для современных танцоров-мужчин, но нас очень впечатлило внимание Ивенко к деталям — ему даже удалось воссоздать характерную арабеску Нуреева. Он, возможно, не совсем справился со своеобразной алхимией, которая сделала Нуриева таким взрывным исполнителем (кто мог?), Но он действительно уловил «озорное высокомерие» знаменитого танцора (как выразился Файнс) в его взаимодействиях с другими персонажами.

Неужели у Нуреева был роман с женой учителя?

Нуриев (Ивенко) сидит в кафе в Париже в The White Crow .

Предоставлено Sony Pictures Classics

Ходят слухи, что Нуреев и Ксения, жена Пушкина, сама бывшая танцовщица, завели роман после того, как Пушкины пригласили к себе молодого Руди. Этот роман показан в фильме, и хотя Заяц убежден, что это так, доказать или опровергнуть невозможно.

Стоит отметить, что подобные слухи преследовали дружбу Нуреева с Фонтейном, и есть некоторая странность в том, что фильм больше посвящен этому предполагаемому роману, чем кивкам на растущее осознание Нуреева своей гомосексуальности.Однако фильм, похоже, утверждает, что осознание собственной сексуальной ориентации могло быть одной из причин, побудивших Нуреева оставить его положение с Пушкиными.

«Ты всегда такой грубый?»

Нуриев (Ивенко) и Клара Сен (Адель Экзархопулос) на кадре из фильма Белый ворон .

Предоставлено Sony Pictures Classics

Клара Сен (Адель Экзархопулос), французская светская львица, которая помогла организовать бегство Нуреева, задает ему этот вопрос в фильме.Ответ: довольно часто да, что демонстрируется в нескольких сценах фильма, и того хуже. У Нуреева был печально известный характер — Дама Берил Грей, которая перекликалась с ним в Королевском балете, попала в заголовки газет два года назад, когда в ее мемуарах подробно описывались случаи, когда танцор вел себя угрожающе или агрессивно по отношению к танцорам, которые вызывали у него недовольство. С другой стороны, он мог быть невероятно обаятельным и милым — как и все, Нуреев состоял из множества людей.

Пасхальное яйцо: имя Натальи Макаровой фигурирует на кастинге.

Это момент в самом начале фильма: Нуриев проверяет список кастинга на премьеру в Париже и обнаруживает, что его имени нет в списке. Но на несколько строк ниже? Есть Наталья Макарова. Хотя она, к сожалению, не фигурирует в фильме, нам нравится, что создатели фильма намекнули балерине, особенно с учетом того, что она дезертировала почти через десять лет после Нуриева и попала в Американский балетный театр.

FAQ

— Имеют ли ваши программы какую-либо религиозную принадлежность?

— Насколько велики классы?

— Мой ребенок в следующем году будет слишком маленьким для англоязычных дошкольных учреждений, можно ли поступить в группу «двойки» Пушкинской академии?

— В следующем году мой ребенок будет посещать англоязычный детский сад пять дней в неделю.Могут ли они еще поступить в Пушкинскую академию?

— Мой ребенок будет посещать программу для двоих в англоязычном дошкольном учреждении несколько дней в неделю, может ли мой ребенок записаться в Академию Пушкина на другие дни?


Q: Имеют ли ваши программы какую-либо религиозную принадлежность?

A: Наши программы не имеют религиозной принадлежности. Наш график выходных соответствует графику государственных школ Нью-Йорка.


Q: Насколько велики классы?

A: Мы верим в маленькие классы и небольшое соотношение учеников и учителей, которые позволяют нашим учителям уделять должное внимание каждому ребенку.В большинстве наших классов 6 детей и 2 учителя.


Q: Мой ребенок будет слишком маленьким для англоязычных дошкольных учреждений в следующем году, можем ли мы поступить в группу «двоек» Пушкинской академии?

A: Да, мы берем детей в некоторые из наших групп по двое раньше, чем в большинство англоязычных дошкольных учреждений.

Q: В следующем году мой ребенок будет посещать англоязычный детский сад пять дней в неделю. Могут ли они еще поступить в Пушкинскую академию?

A: Да, мы предлагаем дневные четырехлетние группы.Эти занятия начинаются с группового обеда. В последние несколько лет у нас были ученики, которые совмещали утреннюю англоязычную программу с альтернативной программой дошкольного образования во второй половине дня. Эти дети приветствовали «смену обстановки» в середине дня и комфортно перешли, сначала рассказав всем своим «пушкинским» друзьям о событиях своей утренней программы во время совместной трапезы за столом.

Q: Мой ребенок будет посещать программу для двоих в англоязычном дошкольном учреждении несколько дней в неделю. Может ли мой ребенок записаться в Пушкинскую академию на другие дни?

A: Да, вы можете записать своего ребенка в группу по понедельникам / средам / пятницам или вторникам / четвергам в зависимости от школьного расписания вашего ребенка.

Не можете найти ответ, который ищете? Сообщите нам свой вопрос.

Практики преподавания русского языка как иностранного

Авторы курсов и преподаватели

Эльхан Гейдарович Азимов

д-р ред., Профессор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, автор «Нового словаря методических терминов и статей» (2009 г., в соавторстве), автор следующих публикаций: «Методика организации дистанционного обучения русскому языку как Иностранный язык »(2006 г.),« Рекомендации по использованию дистанционных технологий в обучении русскому языку как иностранному »(2008 г.) и многие другие.

Вохмина Лилия Леонидовна

кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики, педагогики и психологии Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. Ведущий специалист практики обучения русскому языку как иностранному (в частности, реализация коммуникативно-деятельностного подхода к обучению русскому языку как иностранному в современную эпоху). Автор около 100 научно-методических работ, в том числе монографий, статей, учебников по русскому языку как иностранному, изданных в России и за рубежом.

Валентина Николаевна Климова

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики преподавания русского языка как иностранного факультета повышения квалификации Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.

Корепанова Татьяна Эвальдовна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка факультета повышения квалификации Пушкинского государственного института русского языка.Ведущий специалист практики преподавания русского языка как иностранного (в частности, с использованием тестов, лингводидактических описаний). Автор около 100 научно-методических работ, методических пособий и учебных пособий по русскому языку как иностранному, научных статей и учебных материалов в российских и зарубежных изданиях.

Кулибина Наталья Владимировна

д.э.н., профессор, декан факультета повышения квалификации и последипломного образования Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, руководитель «Русского центра», автор более 100 публикаций (монографий, методических и учебных пособий, научных статьи, отчеты и др. ), в частности, методы использования текста на уроках русского языка с иностранной аудиторией, филологический анализ художественного текста и вопросы повышения квалификации русских и зарубежных учителей русского языка. Учитель-специалист по русскому языку как иностранному. Работал обучающим специалистом и преподавателем в Германии, Дании, Литве, Латвии, Сирии, Чехии, Финляндии и других странах.

Битехтина Наталья Борисовна

Доцент кафедры теории и практики преподавания русского языка как иностранного Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, автор и соавтор ряда популярных учебников и учебных пособий по русскому языку как иностранному и методике его преподавания. .

Дьяченко Татьяна Николаевна

Старший преподаватель кафедры теории и практики преподавания русского языка как иностранного Пушкинского государственного института русского языка.

Татаринова Наталья Васильевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры методики, педагогики и психологии Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.

О курсе

Основные вопросы организации и содержания практического курса русского языка как иностранного: цель обучения, задачи обучения, используемые лингводидактические технологии.Описан языковой и речевой материал по аспектам практического курса, а также его методическая организация на уроках русского как иностранного. Также уделяется внимание специфике описания языка, направленной на обучение ему как иностранному (описание уровня) и возможностям использования тестовых технологий для выполнения задач обучающей ситуации. Отличительной особенностью курса является то, что все его материалы имеют практическую направленность и возможность передачи всех методических решений, рекомендаций, шаблонов и т. Д.непосредственно к педагогической практике участников.

Дипломная работа (25-30 страниц) по теме одного из модулей курса должна содержать теоретическую (обзор научной и учебной литературы по предмету) и практическую (закрепление собственного педагогического опыта) части. Работа должна показать, каким образом участник курса намеревается на практике использовать полученные в ходе курса знания и навыки.

По мере прохождения курса каждый участник сможет выбрать научного руководителя (из числа авторов модуля), который будет оказывать им поддержку в обучении.После успешного завершения курса участник отправляет выполненную работу на рецензирование в Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки Пушкинского государственного института русского языка. В зависимости от количества желающих получить аттестат и по согласованию с ними будет определяться график и порядок сдачи выпускных работ в ГИРЯ им. А.С. Пушкина.

Студентам с базовым филологическим или педагогическим образованием, окончившим курс с оценками 4 и 5, разрешается защищать дипломные работы.

Дополнительная информация:

1. Работа над дипломной работой начинается после завершения всего курса (т. Е. 10 модулей).

2. Тематика работы определяется каждым участником самостоятельно. Формулировку темы и фамилию предполагаемого научного консультанта (из числа преподавателей курса) необходимо сообщить в Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина в течение 10 дней после завершения курса.

3. Научное консультирование при работе над дипломной работой подразумевает: обсуждение темы (и, при необходимости, корректировку) и консультации во время работы над диссертацией по электронной почте или иным способом по согласованию с научным консультантом (с общее время консультации менее 5 академических часов).

4. Работа должна быть завершена и отправлена ​​на рассмотрение в Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки Пушкинского государственного института русского языка в течение одного месяца после окончания курса.Срок подготовки отзыва — 1 месяц.

5. Работы, получившие положительные отзывы, допускаются к защите, которая проводится на территории Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки Пушкинского государственного института русского языка (Москва, ул.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта