Хайрам байрам википедия – Ураза-байрам — Википедия (с комментариями)

Ураза-байрам — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ид аль-Фитр араб. عيد الفطر‎
</td>
Празднование в Турции
Тип Исламский
Иначе Ураза-Байрам
также Праздник разговения
Значение Окончание священного месяца Рамадан
Установлен Пророк Мухаммад
Отмечается Мусульманами
в период с 1-го Шавваль
Празднование Мечеть
Традиции Молитва в мечети, ифтар, запрет работы, приветствие «Ид мубарак»
Связан с окончанием месяца поста Рамадан

Ураза́-байра́м, известен также как Пра́здник разгове́ния и Ид аль-Фитр (араб. عيد الفطر‎) — исламский праздник, отмечаемый в честь окончания поста в месяц Рамадан. Отмечается первые три дня месяца Шавваль.

История праздника

Ураза-байрам — один из 2 главных дней исламского календаря, знаменующий завершение поста, который длился в течение священного месяца рамадан. Традиция празднования дня разговения ведёт своё начало со времён пророка Мухаммеда, с 624 года.

Ритуал празднования

Верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак!» (благословенного праздника!). Накануне и в день праздника собирается обязательная милостыня (закят аль-фитр). Собранные средства идут в пользу общины (малоимущим, путникам и др.) в виде сухих продуктов питания, либо денежного эквивалента этих продуктов (в ханафитском мазхабе).

В день праздника мусульмане совершают праздничную ритуальную молитву (ид-намаз), надевают лучшую одежду, готовят традиционные блюда, а после праздничной молитвы накрывают праздничные столы, приглашают в гости соседей, родственников и друзей, совершают ответные гостевые визиты с подарками, радуются и веселятся.

В счастливый для всех мусульман день праздника дети принимают участие в различных играх, посещают соседей, которые раздают им сладости. В это время принято также раздавать пожертвования бедным, дарить подарки и просить друг у друга прощения.

Дни празднования

Праздничным днём считается первый день месяца шавваль[1], но по традиции школы, учреждения и магазины в мусульманских странах обычно не работают ещё на протяжении двух или трёх дней[2].

Дни празднования по григорианскому календарю

Начало празднования в различные годы:

Цитаты о празднике

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто выстаивал ночную молитву в ночь на ‘Идуль-фитр (Ураза-байрам) и в ночь на ‘Идуль-адха (Курбан-байрам), веря в воздаяние от Всевышнего, сердце того не умрёт в день, когда сердца [многих] умрут»
[4]

— Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 536, хадис № 8903

Рассказал нам Муса ибн Исмаил, рассказал нам Хаммад ибн Хумейд от Анаса, что он сказал: «Когда прибыл посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в Медину, у её жителей было два (праздничных) дня, которые они отмечали играми. Он спросил их: „Что это за два дня?“ Ему ответили: „Эти два дня мы отмечали играми ещё во времена язычества“. Тогда сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: „Поистине, Аллах заменил их двумя лучшими днями: днём Жертвоприношения и днём Разговения“»[1].

— Сборники хадисов Абу Дауда (1134), ан-Насаи (1556), Ахмада (3/178), Абдурраззака (15566)

От Укбы ибн Амира сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «День Арафа, день Жертвоприношения и три дня ташрика — это наши дни Ида (праздники), о мусульмане»
[1]
.

— Сборники хадисов Абу Дауда (2419), ат-Тирмизи (773), ан-Насаи (5/252)

Ураза-байрам в России

Ураза-байрам официально является нерабочим днём в республиках (кроме федеральных органов): Адыгея, Башкортостан[5], Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Татарстан[6], Чеченская республика[7][8], Крым[9].

В Москве главное богослужение проходит в Соборной мечети. К мусульманам обращается верховный муфтий. В Соборную мечеть на утреннюю службу приходят тысячи человек[10].

Напишите отзыв о статье «Ураза-байрам»

Примечания

  1. 1 2 3 [muslimby.info/?p=1229 Шейх Махир ибн Зафир Аль-Кахтани. «Ураза-Байрам (Ид Аль-Фитр) — один день или три дня?»]
  2. [islam.com.ua/articles/bases/bases_of_islam/265/ Наступление Рамадана]
  3. [www.islamnews.ru/news-468234.html Ураза-Байрам встречали сегодня не во всех странах мира]. IslamNews (17 июля 2015). Проверено 17 июля 2015.
  4. Шамиль Аляутдинов «Ураза-Байрам — Праздник окончания поста»
  5. [ufa.kp.ru/online/news/1573301/ В Башкирии определили выходные на Курбан-байрам и Ураза-Байрам в 2014 году // UFA.KP.RU Комсомольская правда в Уфе]
  6. [ansar.ru/rfsng/2013/07/17/42391 Ураза-байрам в Татарстане объявлен выходным днём]
  7. [www.regnum.ru/news/kavkaz/dagestan/cultura/1322964.html Ураза-Байрам объявлен выходным днем в республиках Северного Кавказа]. REGNUM (7 сентября 2010). Проверено 4 декабря 2013.
  8. [monavista.ru/news/uraza-bayram_v_2013_godu_-_vyhodnoy_v_tatarstane_dagestane_chechne_i_drugih/ Ураза-байрам в 2013 году — выходной в Татарстане, Дагестане, Чечне и других регионах / Агрегатор / monavista.ru]
  9. [rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_232702.pdf УКАЗ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ О нерабочем праздничном дне] (24 июля 2014).
  10. [echo.msk.ru/blog/echomsk/807182-echo/ УРАЗА-БАЙРАМ В МОСКВЕ]. Проверено 9 ноября 2013.

Литература

Ссылки

  • [askimam.ru/news/2009-09-19-51 Ураза-байрам в вопросах и ответах интересующих вас]

Отрывок, характеризующий Ураза-байрам

– Нет, я пойду; Пепагея Даниловна, пустите меня, я пойду, – сказала Соня.
– Ну что ж, коли не боишься.
– Луиза Ивановна, можно мне? – спросила Соня.
Играли ли в колечко, в веревочку или рублик, разговаривали ли, как теперь, Николай не отходил от Сони и совсем новыми глазами смотрел на нее. Ему казалось, что он нынче только в первый раз, благодаря этим пробочным усам, вполне узнал ее. Соня действительно этот вечер была весела, оживлена и хороша, какой никогда еще не видал ее Николай.
«Так вот она какая, а я то дурак!» думал он, глядя на ее блестящие глаза и счастливую, восторженную, из под усов делающую ямочки на щеках, улыбку, которой он не видал прежде.
– Я ничего не боюсь, – сказала Соня. – Можно сейчас? – Она встала. Соне рассказали, где амбар, как ей молча стоять и слушать, и подали ей шубку. Она накинула ее себе на голову и взглянула на Николая.
«Что за прелесть эта девочка!» подумал он. «И об чем я думал до сих пор!»
Соня вышла в коридор, чтобы итти в амбар. Николай поспешно пошел на парадное крыльцо, говоря, что ему жарко. Действительно в доме было душно от столпившегося народа.
На дворе был тот же неподвижный холод, тот же месяц, только было еще светлее. Свет был так силен и звезд на снеге было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд было незаметно. На небе было черно и скучно, на земле было весело.
«Дурак я, дурак! Чего ждал до сих пор?» подумал Николай и, сбежав на крыльцо, он обошел угол дома по той тропинке, которая вела к заднему крыльцу. Он знал, что здесь пойдет Соня. На половине дороги стояли сложенные сажени дров, на них был снег, от них падала тень; через них и с боку их, переплетаясь, падали тени старых голых лип на снег и дорожку. Дорожка вела к амбару. Рубленная стена амбара и крыша, покрытая снегом, как высеченная из какого то драгоценного камня, блестели в месячном свете. В саду треснуло дерево, и опять всё совершенно затихло. Грудь, казалось, дышала не воздухом, а какой то вечно молодой силой и радостью.
С девичьего крыльца застучали ноги по ступенькам, скрыпнуло звонко на последней, на которую был нанесен снег, и голос старой девушки сказал:
– Прямо, прямо, вот по дорожке, барышня. Только не оглядываться.
– Я не боюсь, – отвечал голос Сони, и по дорожке, по направлению к Николаю, завизжали, засвистели в тоненьких башмачках ножки Сони.
Соня шла закутавшись в шубку. Она была уже в двух шагах, когда увидала его; она увидала его тоже не таким, каким она знала и какого всегда немножко боялась. Он был в женском платье со спутанными волосами и с счастливой и новой для Сони улыбкой. Соня быстро подбежала к нему.
«Совсем другая, и всё та же», думал Николай, глядя на ее лицо, всё освещенное лунным светом. Он продел руки под шубку, прикрывавшую ее голову, обнял, прижал к себе и поцеловал в губы, над которыми были усы и от которых пахло жженой пробкой. Соня в самую середину губ поцеловала его и, выпростав маленькие руки, с обеих сторон взяла его за щеки.
– Соня!… Nicolas!… – только сказали они. Они подбежали к амбару и вернулись назад каждый с своего крыльца.

Когда все поехали назад от Пелагеи Даниловны, Наташа, всегда всё видевшая и замечавшая, устроила так размещение, что Луиза Ивановна и она сели в сани с Диммлером, а Соня села с Николаем и девушками.
Николай, уже не перегоняясь, ровно ехал в обратный путь, и всё вглядываясь в этом странном, лунном свете в Соню, отыскивал при этом всё переменяющем свете, из под бровей и усов свою ту прежнюю и теперешнюю Соню, с которой он решил уже никогда не разлучаться. Он вглядывался, и когда узнавал всё ту же и другую и вспоминал, слышав этот запах пробки, смешанный с чувством поцелуя, он полной грудью вдыхал в себя морозный воздух и, глядя на уходящую землю и блестящее небо, он чувствовал себя опять в волшебном царстве.

– Соня, тебе хорошо? – изредка спрашивал он.
– Да, – отвечала Соня. – А тебе ?
На середине дороги Николай дал подержать лошадей кучеру, на минутку подбежал к саням Наташи и стал на отвод.
– Наташа, – сказал он ей шопотом по французски, – знаешь, я решился насчет Сони.
– Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости.
– Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада?
– Я так рада, так рада! Я уж сердилась на тебя. Я тебе не говорила, но ты дурно с ней поступал. Это такое сердце, Nicolas. Как я рада! Я бываю гадкая, но мне совестно было быть одной счастливой без Сони, – продолжала Наташа. – Теперь я так рада, ну, беги к ней.
– Нет, постой, ах какая ты смешная! – сказал Николай, всё всматриваясь в нее, и в сестре тоже находя что то новое, необыкновенное и обворожительно нежное, чего он прежде не видал в ней. – Наташа, что то волшебное. А?
– Да, – отвечала она, – ты прекрасно сделал.
«Если б я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать и сделал бы всё, что бы она ни велела, и всё бы было хорошо».
– Так ты рада, и я хорошо сделал?
– Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее.
– Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена.

wiki-org.ru

Курбан-байрам Википедия

Курба́н-байра́м[1][2][3] или ’Ид аль-адха (араб. ‎‎ — пра́здник жертвоприноше́ния) — исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый через 70 дней после праздника Ураза-байрам, в 10-й день месяца Зуль-хиджа в память жертвоприношения Ибрахима, считающегося в исламе пророком. Точная дата празднования по григорианскому календарю может разниться в разных странах.

Происхождение

Согласно Корану, ангел Джабраил явился к Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву сына. В Коране имя сына не названо, однако в предании почти всегда называется старший сын Исмаил. В противоположность исламскому преданию, в Библии (Таурате) фигурирует другой сын Ибрахима Исхак (Исаак)[4]. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, но плакал и молился, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать. Жертва сына была заменена бараном, а Ибрахиму было даровано благополучное второе рождение сына — Исхака (Исаака)[5].

Название

Арабское название праздника Ид аль-Адха (араб. عيد الأضحى‎ ‘Īd ’al-’Aḍḥā), переводится как «праздник жертвы». В русском языке закрепилось название курбан-байрам (первое упоминание у Афанасия Никитина — курбанть-багрямъ). Первая часть этого слова курбан происходит от тюркского قربان («жертва»), по арабски — забих, вторая часть — общетюркское слово байрам («праздник»). Так он называется в разных языках, прежде всего в самих тюркских. Часто вместо слова байрам употребляется слово айт (от араб. ‎ — праздник‎).

В мусульманской традиции курбаном именуется всё то, что приближает человека к Богу, а ритуальное заклание животного в праздничный день подразумевает духовное обращение к Богу[5].

Контекст

Праздник жертвоприношения является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне паломники восходят на гору Арафат, а в день Жертвоприношения совершают символическое кидание камнями и таваф (семикратный обход вокруг Каабы).

Об обряде

См. также статью в Викицитатнике

И принесение в жертву верблюдов Мы установили для вас в качестве обряда, предписанного Аллахом. Для вас в этом — польза. Произносите же над верблюдами имя Аллаха, когда они стоят рядами. А когда их повергнут на бока, то ешьте их мясо, накормите и того, кто стыдится просить, и того, кто просит не таясь. Так Мы дали вам власть над жертвенными верблюдами, — быть может, вы возблагодарите за это. Ни мясо, ни кровь жертвенных животных не нужны Аллаху, Ему нужна лишь ваша набожность. Посему Он дал вам власть над жертвенными животными, чтобы вы величали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Так обрадуй же благой вестью тех, кто вершит добро.
  • Мухаммед сказал: «Поистине, Аллах предписал всё делать хорошо, и если придется убивать, то убивайте хорошим способом, и когда будете резать животное, то делайте это наилучшим образом. И пусть каждый из вас, как следует наточит свой нож, и пусть избавит животное от мучения»[6].
  • Мухаммед сказал: «Не дозволено приносить в качестве Жертвоприношения четыре типа животных: одноглазое животное, изъян которого очевиден; больное животное, болезнь которого очевидна; хромое животное, хромота которого очевидна; истощённое животное, слабость которого очевидна»[7].
  • Мухаммед сказал: «А что касается твоего Жертвоприношения, то великая награда за это припасена для тебя у твоего Господа!»[8]
  • Мухаммед сказал: «О люди! Для одной семьи раз в году необходимо совершить жертвоприношения Удхия[9] и Атира[10]»[11].
  • Джабир ибн Абдуллах рассказывал: «Я совершил праздничную молитву с посланником Аллаха ﷺ в день жертвоприношения, и после её завершения он привёл барана и принёс его в жертву, сказав: „С именем Аллаха, Аллах велик! О Аллах, это от меня и от тех, из числа моей общины, кто не совершил жертвоприношения“»[12].
  • Ибн Аббас рассказывал: «Однажды посланник Аллаха ﷺ проходил мимо человека, который точил свой нож, поставив ногу на морду овцы, тогда как она смотрела на него. Пророк ﷺ спросил этого человека: „Почему ты не наточил свой нож до того, как повалить её на землю?! Неужели ты хочешь умертвить её дважды?!“»[13].

Даты праздника

Мусульманский календарь состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря.

Конкретная дата празднования Курбан-байрама зависит от местных обычаев: большинство стран следуют дате, установленной Верховным судом Саудовской Аравии, а она вычисляется в зависимости от того, видна ли Луна на небе незадолго до этого[14]. В Бангладеш, Индии и Пакистане саудовское решение не принимается, наблюдение Луны производят независимо, из-за чего в некоторые годы празднование Курбан-байрама там проводится в другой день (в 2017 году — на день позже, чем в остальном мире)[14].

День перед Курбан-байрамом называется День Арафат. В этот день паломники, совершающие хадж, находятся в долине Арафат. Для всех мусульман, кроме паломников, желательно в этот день поститься[15][5].

Празднование

Панорама в 12 складок, показывающая мусульман, возвращающихся из их мечетей после молитв Курбана-байрама в Могольской империи

При праздновании Курбан-байрама мусульманам следует совершить полное омовение и надеть чистую и праздничную одежду. Они произносят праздничный такбир словами: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар ля илаха илля Ллаху ва-Ллаху акбар, Аллаху акбар ва-ли-Ллахи-ль-хьамд. Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар. Аллаху акбар кабиран ва-льхамду-ли-Ллахи касьиран ва-субхьана-Ллахи букратан ва-асъила»[16]. Такбир следует повторять во время утренней прогулки к мечети.

В мечети совершается праздничная молитва, после которой читается проповедь-хутба. Она обычно начинается с прославления Аллаха и Мухаммеда, затем разъясняется происхождения хаджа и значение обряда жертвоприношения. Опытный имам-хатыб часто облекает проповедь в форму рифмованной прозы.

Жертва

Чаще всего в жертву приносят барана.

Жертвой может быть баран, верблюд или корова. Жертве должно быть не менее полугода, она должна быть здорова и не иметь никаких недостатков. Если позволяют средства, то желательно принести в жертву одну овцу или козу за человека, или корову (верблюда) — не более чем от семи человек, но также можно принести в жертву одну овцу (козу) за всю семью. Обычай допускает принесение жертвы за усопших, если они завещали сделать это. От одной семьи производится заклание одного барашка[5].

Обычно шкуры жертвенных животных отдаются в мечеть. Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой может присутствовать любой мусульманин, во главе стола обычно бывает имам. В праздник жертвоприношения следует обязательно отведать разнообразные изысканные мясные блюда, которые готовятся в различных странах, в соответствии с местными вкусами, применяя различные специи и ароматизаторы; большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей. Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.

Мухаммед призывал мусульман к совершению жертвоприношения. Аиша передала слова Мухаммеда: «Более любимое дело человека для Аллаха в день жертвоприношения — это принесение жертвы. В день Суда жертвенное животное будет на чаше добрых дел со своими рогами, шерстью и копытами. Кровь, пролитая в этот день, достигает своего места пред Аллахом, прежде чем она достигнет земли. Так очищайте ею ваши души».

Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. С рассветом мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде желательно совершить ритуальное омовение-гусль, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании утренней молитвы верующие возвращаются домой. Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведённую площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу).

После праздничной молитвы мусульмане, которые имеют возможность принести жертву, делают это.

Над жертвой любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: «Бисмиллах, Аллах Акбар», то есть «Во имя Аллаха, Аллах велик!» Прежде чем барана режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки.

В жертву можно принести барана, который достиг семи месяцев (по шафиитскому мазхабу — полного года), быка или корову, достигших полных двух лет, верблюда, достигшего полных пяти лет. Желательно, чтобы жертвенное животное было жирным, большим и красивым. В нём не должно быть изъянов, которые плохо влияют на количество и качество мяса. Поэтому нельзя приносить в жертву хромых, слепых или больных животных, а также таких животных, у которых сломано больше половины рога или отрезано больше половины уха. Желательно использовать треть мяса для угощения своей семьи, треть подарить беднякам из числа соседей и родственников, а треть раздать в качестве милостыни тем, кто просит об этом.

Также Ибн Аббас рассказывал о жертвоприношении Мухаммеда: «Треть он оставлял для семьи, треть на угощение бедных соседей, и треть раздавал тем, кто просил». Ибн Умар говорил: «Жертвоприношения и подарки — треть для тебя, треть для семьи, треть для бедных».

Нельзя расплачиваться с мясником, который резал жертвенное животное, мясом. Однако можно дать ему часть мяса, если он беден, или подарить — но только не в качестве оплаты. Тот, кто принёс жертвоприношение, не может ничего продать из жертвенного животного — ни мяса, ни шкуры, но он может пользоваться шкурой и другими её частями.

Жертва приносится сразу после праздничной молитвы и до захода солнца третьего дня (по ханафитскому мазхабу) или четвёртого дня (по шафиитскому мазхабу). Наилучшим днём для жертвоприношения считается первый день[5].

Выходные и праздничные дни

В странах, где ислам является государственной религией, Курбан-байрам — праздничный день, его отмечают 4—5 дней, в Турции и Катаре — 10 дней, в Саудовской Аравии — две недели[14][17]. В Гане, Нигерии и Уганде Курбан-байрам празднуют три дня[17] и Узбекистане[18] Курбан-байрам празднуют три дня.

Курбан-байрам — официально праздничный день в республиках РФ: Адыгея[19], Башкортостан[20], Дагестан[19], Ингушетия[19], Кабардино-Балкария[19], Карачаево-Черкесия[19], Татарстан[21], Чечня[19]. С 2014 года российские военнослужащие-мусульмане, не находящиеся на боевом дежурстве, могут получить специальный выходной для посещения мечети в Курбан-байрам[22].

Также государственным праздником он является в Крыму[23].

Поздравления

В день жертвоприношения принято ходить в гости и поздравлять друг друга с праздником. Мусульмане традиционно поздравляют друг друга с праздниками следующими словами:

  • ‘Ид мубарак (араб. عيد مبارك‎) — Благословенен праздник!
  • ‘Иду-кум мубарак (араб. عيدكم مبارك‎) — Да будет благословенен ваш праздник!
  • ‘Ид аль-Адъхьа мубарак (араб. عيد الأضحى مبارك‎) — Благословенен праздник жертвоприношения!
  • Такъаббаля-Ллаhу минна ва-мин-кум (араб. تقبل الله منا ومنكم‎) — Да примет Аллах от нас и от вас!
  • Такъаббаля-Ллаhу минна ва-мин-кум съалихьу ль-а’маль (араб. تقبل الله منا ومنكم صالح الاعمال‎) — Да примет Аллах от нас и от вас праведные дела!

Протесты против проведения праздника

В последнее время празднование Курбан-байрама в некоторых немусульманских странах вызывает негативное отношение у правозащитных организаций, политиков, деятелей культуры и простых жителей, которые опасаются за то, что лицезрение смерти может отрицательно сказаться на психике видящих это детей[источник не указан 590 дней]. Недовольства вызваны способом забоя, а также выбором места для забоя жертвенных животных.

  • В 2003 году советники правительства Великобритании потребовали немедленно запретить применение мусульманских и иудейских методов убоя скота. Оба метода, по сути, одинаковы: животному перерезают горло и ждут, пока из него вытечет кровь. По мнению Farm Animal Welfare Council (консультативного органа, контролирующего использование, продажу, перевозку и убой скота и информирующего правительство Великобритании о фактах жестокого обращения с животными) способы производства мяса по мусульманским законам и нормам кашрута являются жестокими, поскольку причиняют сильные страдания овцам, козам и крупному рогатому скоту[24].
  • В 2005 году президент организации «Центр защиты прав животных ВИТА» направила письмо мэру Москвы Юрию Лужкову, в котором выразила протест против публичного жертвоприношения на мусульманском религиозном празднике «Курбан-Байрам» в московской мечети на улице Хачатуряна[25].
  • В 2006 году после настойчивых обращений жителей в Москве был введён запрет на публичные жертвоприношения (каждой мечети разрешено было забивать всего по одному животному)[26].
  • В 2010 году известные деятели российского телевидения, кино и эстрады (Андрей Макаревич, Леонид Ярмольник, Лайма Вайкуле, Ольга Шелест, Виктор Гусев и другие) обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с открытым письмом, призывая ввести в цивилизованные рамки практику совершения обряда жертвоприношений на Курбан-байрам.
Мы крайне удручены ситуацией, которая сложилась в последние годы в Москве. В дни празднования религиозного мусульманского праздника Курбан-байрам в различных местах Москвы устраивается прилюдный забой жертвенных животных, который вынуждены наблюдать многие москвичи, в том числе и дети.
В ответ мэр Москвы обещал решить вопрос «организации исламских праздников без кровавых зрелищ»[27]. Комментируя прошедший в 2010 году праздник, имам Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов сказал, что забоя жертвенных животных на улицах Москвы не было, и ни один представитель СМИ не мог найти ни одного барана, зарезанного на улице[27].

Примечания

  1. ↑ Курба́н-байра́м // Научно-информационный «Орфографический академический ресурс „Академос“» Института русского языка имени В. В. Виноградова РАН
  2. ↑ «Курба́н-байра́м, Курба́н-байра́ма; м. [тюркск. от араб. kurban — жертва, причастие] [с прописной буквы]. Мусульманский весенний праздник жертвоприношения.» — Большой толковый словарь русского языка. / Гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 1998
  3. ↑ «Курба́н-байра́м, Курба́н-байра́ма (мусульманск. праздник)» — Агеенко Ф. Л. Словарь собственных имён русского языка. — М.: Издательство «Мир и Образование», 2010. 
  4. ↑ Быт. 22:1-19
  5. 1 2 3 4 5 Аляутдинов Ш..
  6. ↑ Муслим, «Сахих» 3/1955
  7. ↑ Сборники хадисов Ахмада (4/284), Абу Дауда (2802) и ат-Тирмизи (1/283)
  8. ↑ Сборники хадисов аль-Баззара (2/182), Ибн Хиббана (963) и Абд ар-Раззака ас-Санани (8830).
  9. ↑ Удхия — это жертвоприношение, совершённое в утреннее время после восхода солнца (ад-Духа).
  10. ↑ Атира — это жертвоприношение, которое совершали арабы-многобожники во времена невежества (джахилии) в последние десять дней месяца Раджаб. Это было дозволено в первые годы Ислама, однако затем это было отменено.
  11. ↑ Сборники хадисов Абу Дауда (2788), ат-Тирмизи (1518), ан-Насаи (4235) и Ибн Маджа (3125)
  12. ↑ Сборники хадисов Абу Дауда (2810), ат-Тирмизи (1521), Ахмада (3/356)
  13. ↑ Сборник хадисов ат-Табарани
  14. 1 2 3 Gabriele Kahlout. When is Eid al-Adha 2017?. September 1 has been confirmed to be the first day of Eid al-Adha 2017, after moon sighting on August 22. (англ.). Аль-Джазира (22 August 2017).
  15. ас-Суюти Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. — Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. — С. 316.
  16. ↑ Всё о празднике Курбан-байрам
  17. 1 2 Bethan McKernan. Eid al-Adha 2017: When is it? Everything you need to know about the Muslim holiday. Celebration held to commemorate the story of Ibrahim which coincides with the Hajj pilgrimage is the holiest event of the Muslim year (англ.). Independent (29 August 2017). Проверено 1 сентября 2017.
  18. ↑ Инфографика: Курбан хайит будет отмечаться 21 августа (неопр.). Газета.uz (16 августа 2018). Проверено 20 августа 2018.
  19. 1 2 3 4 5 6 Мусульмане СКФО начали отмечать праздник Курбан-Байрам (неопр.) (недоступная ссылка). Проверено 9 ноября 2011. Архивировано 10 января 2012 года.
  20. ↑ Жители Башкортостана на праздник Курбан-байрам отдохнут 4 дня
  21. ↑ В Татарстане мусульмане празднуют Курбан-байрам
  22. Кравченко, Анастасия. Солдат-мусульман отпустят в увольнение на Курбан-байрам, Известия (2 октября 2014). Проверено 2 октября 2014.
  23. ↑ Производственный календарь на 2017 год (Республика Крым) (неопр.).
  24. ↑ В Великобритании требуют запретить еврейский и мусульманский способы убоя скота
  25. ↑ Интерфакс-Религия: Обращение Центра защиты прав животных «Вита» к мэру Москвы Юрию Лужкову по поводу традиций празднования Курбан-байрама
  26. ↑ У мусульман праздник Жертвоприношения Правда. Ру, 15.11.2010
  27. 1 2 Звезды против баранов. Процесс столетия

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Курбан-байрам — Википедия

Курба́н-байра́м[1] или ’Ид аль-адха (араб. عيد الأضحى‎‎ — пра́здник жертвоприноше́ния) — исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый через 70 дней после праздника Ураза-байрам, в 10-й день месяца Зуль-хиджа в память жертвоприношения пророка Ибрахима.

Жертвоприношение Ибрахима. «Тимуридская антология», Шираз, 1410-11гг. Коллекция Гюльбекяна, Лиссабон.

Согласно Корану, ангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву сына. В Коране имя сына не названо, однако в предании почти всегда называется старший сын Исмаил. В противоположность исламскому преданию, в иудейском предании фигурирует другой сын пророка Ибрахима Исхак (Исаак)[2]. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать. Жертва сына была заменена бараном, а пророку Ибрахиму было даровано благополучное рождение второго сына — Исхака (Исаака)[3].

Арабское название праздника Ид аль-Адха (араб. عيد الأضحى‎ ‘Īd ’al-’Aḍḥā), переводится как «праздник жертвы». В русском языке закрепилось название курбан-байрам (первое упоминание у Афанасия Никитина — курбанть-багрямъ). Первая часть этого слова курбан происходит от арабского قربان («жертва»), вторая часть — общетюркское слово байрам («праздник»). Так он называется в разных языках, прежде всего в самих тюркских. Часто вместо слова байрам употребляется слово айт (от араб. عيد‎ — праздник‎).

В мусульманской традиции курбаном именуется все то, что приближает человека к Богу, а ритуальное заклание животного в праздничный день подразумевает духовное обращение к Богу[3].

Праздник жертвоприношения является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне паломники восходят на гору Арафат, а в день Жертвоприношения совершают символическое кидание камнями и таваф (семикратный обход вокруг Каабы).

См. также статью в Викицитатнике

И принесение в жертву верблюдов Мы установили для вас в качестве обряда, предписанного Аллахом. Для вас в этом — польза. Произносите же над верблюдами имя Аллаха, когда они стоят рядами. А когда их повергнут на бока, то ешьте их мясо, накормите и того, кто стыдится просить, и того, кто просит не таясь. Так Мы дали вам власть над жертвенными верблюдами, — быть может, вы возблагодарите за это. Ни мясо, ни кровь жертвенных животных не нужны Аллаху, Ему нужна лишь ваша набожность. Посему Он дал вам власть над жертвенными животными, чтобы вы величали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Так обрадуй же благой вестью тех, кто вершит добро.
  • Пророк Мухаммед сказал: «Поистине, Аллах предписал все делать хорошо, и если придется убивать, то убивайте хорошим способом, и когда будете резать животное, то делайте это наилучшим образом. И пусть каждый из вас, как следует наточит свой нож, и пусть избавит животное от мучения»[4].
  • Пророк Мухаммед сказал: «Не дозволено приносить в качестве Жертвоприношения четыре типа животных: одноглазое животное, изъян которого очевиден; больное животное, болезнь которого очевидна; хромое животное, хромота которого очевидна; истощенное животное, слабость которого очевидна»[5].
  • Пророк Мухаммед сказал: «А что касается твоего Жертвоприношения, то великая награда за это припасена для тебя у твоего Господа!»[6]
  • Пророк Мухаммед сказал: «О люди! Для одной семьи раз в году необходимо совершить жертвоприношения Удхия[7] и Атира[8]»[9].
  • Джабир ибн Абдуллах рассказывал: «Я совершил праздничную молитву с посланником Аллаха ﷺ в день жертвоприношения, и после её завершения он привел барана и принес его в жертву, сказав: „С именем Аллаха, Аллах велик! О Аллах, это от меня и от тех, из числа моей общины, кто не совершил жертвоприношения“»[10].
  • Ибн Аббас рассказывал: «Однажды посланник Аллаха ﷺ проходил мимо человека, который точил свой нож, поставив ногу на морду овцы, тогда как она смотрела на него. Пророк ﷺ спросил этого человека: „Почему ты не наточил свой нож до того, как повалить её на землю?! Неужели ты хочешь умертвить её дважды?!“»[11].

День Арафат является предпраздничным днём. В этот день паломники, совершающие хадж, стоят на горе Арафат. Для всех мусульман, кроме паломников, желательно в этот день поститься[12][3].

Панорама в 12 складок, показывающая мусульман, возвращающихся из их мечетей после молитв Курбана-байрама в Могольской империи

При праздновании Курбан-байрама мусульманам следует совершить полное омовение и надеть чистую и праздничную одежду. Они произносят праздничный такбир словами: «Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, Аллаhу акбар ля илаhа илля Ллаhу ва-Ллаhу акбар, Аллаху акбар ва-ли-Ллаhи-ль-хьамд. Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, Аллаhу акбар. Аллаhу акбар кабиран ва-льхамду-ли-Ллаhи касьиран ва-субхьана-Ллаhи букратан ва-асъила»[13]. Такбир следует повторять во время утренней прогулки к храму.

В мечети совершается праздничная молитва, после которой читается проповедь (хутба). Она обычно начинается с прославления Аллаха и пророка Мухаммеда, затем разъясняется происхождения хаджа и значение обряда жертвоприношения. Опытный имам-хатыб часто облекает проповедь в форму рифмованной прозы.

Жертвой может быть баран, верблюд или корова. Жертве должно быть не менее полугода, она должна быть здорова и не иметь никаких недостатков. Если позволяют средства, то желательно принести в жертву одну овцу или козу за человека, или корову (верблюда) — не более чем от семи человек, но также можно принести в жертву одну овцу (козу) за всю семью. Обычай допускает принесение жертвы за усопших, если они завещали сделать это. От одной семьи производится заклание одного барашка[3].

Обычно шкуры жертвенных животных отдаются в мечеть. Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой может присутствовать любой мусульманин, во главе стола обычно бывает имам. В праздник жертвоприношения следует обязательно отведать разнообразные изысканные мясные блюда, которые готовятся в различных странах, в соответствии с местными вкусами, применяя различные специи и ароматизаторы; большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей. Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.

Пророк Мухаммед призывал мусульман к совершению жертвоприношения. Аиша передала слова пророка Мухаммеда: «Более любимое дело человека для Аллаха в день жертвоприношения — это принесение жертвы. В день Суда жертвенное животное будет на чаше добрых дел со своими рогами, шерстью и копытами. Кровь, пролитая в этот день, достигает своего места пред Аллахом, прежде чем она достигнет земли. Так очищайте ею ваши души».

Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. С рассветом мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде желательно совершить ритуальное омовение-гусль, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании утренней молитвы верующие возвращаются домой. Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу).

После праздничной молитвы мусульмане, которые имеют возможность принести жертву, делают это.

Над жертвой любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: «Бисмиллах, Аллах Акбар», то есть «Во имя Аллаха, Аллах велик!» Прежде чем барана режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки.

В жертву можно принести барана, который достиг семи месяцев (по шафиитскому мазхабу — полного года), быка или корову, достигших полных двух лет, верблюда, достигшего полных пяти лет. Желательно, чтобы жертвенное животное было жирным, большим и красивым. В нём не должно быть изъянов, которые плохо влияют на количество и качество мяса. Поэтому нельзя приносить в жертву хромых, слепых или больных животных. А также животных, у которых сломано больше половины рога или отрезано больше половины уха. Желательно использовать треть мяса для угощения своей семьи, треть подарить беднякам из числа соседей и родственников, а треть раздать в качестве милостыни тем, кто просит об этом.

Также Ибн Аббас рассказывал о жертвоприношении пророка: «Треть он оставлял для семьи, треть на угощение бедных соседей, и треть раздавал тем, кто просил». Ибн Умар говорил: «Жертвоприношения и подарки — треть для тебя, треть для семьи, треть для бедных».

Нельзя расплачиваться с мясником, который резал жертвенное животное, мясом. Но можно дать ему часть мяса, если он беден, или подарить, но не в качестве оплаты. Тот, кто принёс жертвоприношение, не может ничего продать из жертвенного животного, ни мяса, ни шкуры, но он может пользоваться шкурой и другими её частями.

Жертва приносится сразу после праздничной молитвы и до захода солнца третьего дня (по ханафитскому мазхабу) или четвёртого дня (по шафиитскому мазхабу). Наилучшим днём для жертвоприношения является первый день[3].

Даты праздника по григорианскому календарю[править]

Мусульманский календарь состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря.

Выходные и праздничные дни[править]

Курбан-байрам официально праздничный день в республиках РФ: Адыгея[14], Башкортостан[15], Дагестан[14], Ингушетия[14], Кабардино-Балкария[14], Карачаево-Черкесия[14], Крым[16], Татарстан[17] и Чечня[14].

В 2014 году командование воинских частей ВС РФ впервые предоставило военнослужащим-мусульманам специальный выходной для посещения мечети. Исключение составляют военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве или в карауле[18].

В мусульманских странах Курбан-байрам является праздничным днём. В некоторых странах Курбан-байрам празднуют 3 дня.

В день жертвоприношения принято ходить в гости и поздравлять друг друга с праздником. Мусульмане традиционно поздравляют друг друга с праздниками следующими словами:

  • ‘Ид мубарак (араб. عيد مبارك‎) — Благословенен праздник!
  • ‘Иду-кум мубарак (араб. عيدكم مبارك‎) — Да будет благословенен ваш праздник!
  • ‘Ид аль-Адъхьа мубарак (араб. عيد الأضحى مبارك‎) — Благословенен праздник жертвоприношения!
  • Такъаббаля-Ллаhу минна ва-мин-кум (араб. تقبل الله منا ومنكم‎) — Да примет Аллах от нас и от вас!
  • Такъаббаля-Ллаhу минна ва-мин-кум съалихьу ль-а’маль (араб. تقبل الله منا ومنكم صالح الاعمال‎) — Да примет Аллах от нас и от вас праведные дела!

Протесты против проведения праздника[править]

В последнее время празднование Курбан-байрама в некоторых немусульманских странах вызывает негативное отношение у правозащитных организаций, политиков, деятелей культуры и простых жителей, которые опасаются за то, что лицезрение смерти может отрицательно сказаться на психике видящих это детей. Недовольства вызваны способом забоя, а также выбором места для забоя жертвенных животных.

  • В 2003 году советники правительства Великобритании потребовали немедленно запретить применение мусульманских и иудейских методов убоя скота. Оба метода, по сути, одинаковы: животному перерезают горло и ждут, пока из него вытечет кровь. По мнению Farm Animal Welfare Council (консультативного органа, контролирующего использование, продажу, перевозку и убой скота и информирующего правительство Великобритании о фактах жестокого обращения с животными) способы производства мяса по мусульманским законам и нормам кашрута являются жестокими, поскольку причиняют сильные страдания овцам, козам и крупному рогатому скоту[19].
  • В 2005 году президент организации «Центр защиты прав животных ВИТА» направила письмо мэру Москвы Юрию Лужкову, в котором, выразила протест против публичного жертвоприношения на мусульманском религиозном празднике «Курбан-Байрам» в московской мечети на улице Хачатуряна[20].
  • В 2006 году после настойчивых обращений жителей в Москве был введён запрет на публичные жертвоприношения (каждой мечети разрешено было забивать всего по одному животному)[21].
  • В 2010 году известные деятели российского телевидения, кино и эстрады (Андрей Макаревич, Леонид Ярмольник, Лайма Вайкуле, Ольга Шелест, Виктор Гусев и другие) обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с открытым письмом, призывая ввести в цивилизованные рамки практику совершения обряда жертвоприношений на Курбан-байрам.
Мы крайне удручены ситуацией, которая сложилась в последние годы в Москве. В дни празднования религиозного мусульманского праздника Курбан-байрам в различных местах Москвы устраивается прилюдный забой жертвенных животных, который вынуждены наблюдать многие москвичи, в том числе и дети.
В ответ мэр Москвы обещал решить вопрос «организации исламских праздников без кровавых зрелищ»[22]. Комментируя прошедший в 2010 году праздник, имам Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов сказал, что забоя жертвенных животных на улицах Москвы не было, и ни один представитель СМИ не мог найти ни одного барана, зарезанного на улице[22].
  1. ↑ Русский орфографический словарь Российской академии наук. Отв. ред. В. В. Лопатин.
  2. ↑ Ислам: ЭС, 1991
  3. 3,03,13,23,33,4 Аляутдинов Ш.
  4. ↑ Муслим, «Сахих» 3/1955
  5. ↑ Сборники хадисов Ахмада (4/284), Абу Дауда (2802) и ат-Тирмизи (1/283)
  6. ↑ Сборники хадисов аль-Баззара (2/182), Ибн Хиббана (963) и Абд ар-Раззака ас-Санани (8830).
  7. ↑ Удхия — это жертвоприношение, совершенное в утреннее время после восхода солнца (ад-Духа).
  8. ↑ Атира — это жертвоприношение, которое совершали арабы-многобожники во времена невежества (джахилии) в последние десять дней месяца Раджаб. Это было дозволено в первые годы Ислама, однако затем это было отменено.
  9. ↑ Сборники хадисов Абу Дауда (2788), ат-Тирмизи (1518), ан-Насаи (4235) и Ибн Маджа (3125)
  10. ↑ Сборники хадисов Абу Дауда (2810), ат-Тирмизи (1521), Ахмада (3/356)
  11. ↑ Сборник хадисов ат-Табарани
  12. ас-Суюти Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. — Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. — С. 316.
  13. ↑ Всё о празднике Курбан-байрам
  14. 14,014,114,214,314,414,5 Мусульмане СКФО начали отмечать праздник Курбан-Байрам
  15. ↑ Жители Башкортостана на праздник Курбан-байрам отдохнут 4 дня
  16. ↑ Православные и исламские праздники сделают в Крыму выходными. Interfax (25 июня 2014). Проверено 16 сентября 2014.
  17. ↑ В Татарстане мусульмане празднуют Курбан-байрам
  18. Кравченко, Анастасия. Солдат-мусульман отпустят в увольнение на Курбан-байрам, Известия (2 октября 2014). Проверено 2 октября 2014.
  19. ↑ В Великобритании требуют запретить еврейский и мусульманский способы убоя скота
  20. ↑ Интерфакс-Религия: Обращение Центра защиты прав животных «Вита» к мэру Москвы Юрию Лужкову по поводу традиций празднования Курбан-байрама
  21. ↑ У мусульман праздник Жертвоприношения Правда. Ру, 15.11.2010
  22. 22,022,1 Звезды против баранов. Процесс столетия

wp.wiki-wiki.ru

байрам — это… Что такое Ураза-байрам?

Хари Райа Пуаса, Малайзия

Ураза́-байра́м, известен также как Пра́здник разгове́ния и Ид аль-Фитр (араб. عيد الفطر‎‎) — исламский праздник, отмечаемый в честь окончания поста в месяц Рамадан. Отмечается первый день месяца шавваль.

История праздника

Ураза-байрам — один из главных дней исламского календаря, знаменующий завершение поста, который длился в течение священного месяца рамадан. Традиция празднования дня разговения ведёт своё начало со времён пророка Мухаммеда, с 624 года.

Ритуал празднования

Верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак!» (благословенного праздника!). Накануне и в день праздника собирается обязательная милостыня (закят). Собранные средства идут в пользу общины (малоимущим, путникам и др.) в виде денег либо в виде сухих продуктов питания.

В день праздника мусульмане совершают праздничную ритуальную молитву (ид-намаз), надевают лучшую одежду, готовят традиционные блюда, а после праздничной молитвы накрывают праздничные столы, приглашают в гости соседей, родственников и друзей, совершают ответные гостевые визиты с подарками, радуются и веселятся.

В счастливый для всех мусульман день праздника дети принимают участие в различных играх, посещают соседей, которые раздают им сладости. В это время принято также посещать могилы близких, раздавать пожертвования бедным, дарить подарки и просить друг у друга прощения.

Дни празднования

Праздничным днём считается первый день месяца шавваль[2], но по традиции школы, учреждения и магазины в мусульманских странах обычно не работают еще на протяжении двух или трех дней.[3]

Дни празднования по григорианскому календарю

Начало празднования в различные годы:[источник не указан 508 дней]

Цитаты о празднике

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто выстаивал ночную молитву в ночь на ‘Идуль-фитр (Ураза-байрам) и в ночь на ‘Идуль-адха (Курбан-байрам), веря в воздаяние от Всевышнего, сердце того не умрет в день, когда сердца [многих] умрут»[4]

— Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 536, хадис № 8903

Рассказал нам Муса ибн Исмаил, рассказал нам Хаммад ибн Хумейд от Анаса, что он сказал: «Когда прибыл посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в Медину, у ее жителей было два (праздничных) дня, которые они отмечали играми. Он спросил их: «Что это за два дня?» Ему ответили: «Эти два дня мы отмечали играми еще во времена язычества». Тогда сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, Аллах заменил их двумя лучшими днями: днем Жертвоприношения и днем Разговения»[2]

— Сборники хадисов Абу Дауда (1134), ан-Насаи (1556), Ахмада (3/178), Абдурраззака (15566)

От Укбы ибн Амира сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «День Арафа, день Жертвоприношения и три дня ташрика – это наши дни Ида (праздники), о мусульмане».[2]

— Сборники хадисов Абу Дауда (2419), ат-Тирмизи (773), ан-Насаи (5/252)

Примечания

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

Курбан-байрам — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Курба́н-байра́м[1] или ’Ид аль-адха (араб. عيد الأضحى‎‎ — пра́здник жертвоприноше́ния) — исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый через 70 дней после праздника Ураза-байрам, в 10-й день месяца Зуль-хиджа в память жертвоприношения пророка Ибрахима.

Происхождение

Согласно Корану, ангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву сына. В Коране имя сына не названо, однако в предании почти всегда называется старший сын Исмаил. В противоположность исламскому преданию, в Библии Быт. 22:1-19 и в иудейском предании фигурирует другой сын пророка Ибрахима Исхак (Исаак)[2]. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать. Жертва сына была заменена бараном, а пророку Ибрахиму было даровано благополучное рождение второго сына — Исхака (Исаака)[3].

Название

Арабское название праздника Ид аль-Адха (араб. عيد الأضحى‎ ‘Īd ’al-’Aḍḥā), переводится как «праздник жертвы». В русском языке закрепилось название курбан-байрам (первое упоминание у Афанасия Никитина — курбанть-багрямъ). Первая часть этого слова курбан происходит от арабского قربان («жертва»), вторая часть — общетюркское слово байрам («праздник»). Так он называется в разных языках, прежде всего в самих тюркских. Часто вместо слова байрам употребляется слово айт (от араб. عيد‎ — праздник‎).

В мусульманской традиции курбаном именуется все то, что приближает человека к Богу, а ритуальное заклание животного в праздничный день подразумевает духовное обращение к Богу[3].

Контекст

Праздник жертвоприношения является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне паломники восходят на гору Арафат, а в день Жертвоприношения совершают символическое кидание камнями и таваф (семикратный обход вокруг Каабы).

Об обряде

См. также статью в Викицитатнике

И принесение в жертву верблюдов Мы установили для вас в качестве обряда, предписанного Аллахом. Для вас в этом — польза. Произносите же над верблюдами имя Аллаха, когда они стоят рядами. А когда их повергнут на бока, то ешьте их мясо, накормите и того, кто стыдится просить, и того, кто просит не таясь. Так Мы дали вам власть над жертвенными верблюдами, — быть может, вы возблагодарите за это. Ни мясо, ни кровь жертвенных животных не нужны Аллаху, Ему нужна лишь ваша набожность. Посему Он дал вам власть над жертвенными животными, чтобы вы величали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Так обрадуй же благой вестью тех, кто вершит добро.  [koran.islamnews.ru/?syra=22&ayts=36-37&aytp=36-37&osm=on&orig=on&original=og1&dictor=8&s= 22:36-37] (Османов)
  • Пророк Мухаммед сказал: «Поистине, Аллах предписал все делать хорошо, и если придется убивать, то убивайте хорошим способом, и когда будете резать животное, то делайте это наилучшим образом. И пусть каждый из вас, как следует наточит свой нож, и пусть избавит животное от мучения»[4].
  • Пророк Мухаммед сказал: «Не дозволено приносить в качестве Жертвоприношения четыре типа животных: одноглазое животное, изъян которого очевиден; больное животное, болезнь которого очевидна; хромое животное, хромота которого очевидна; истощенное животное, слабость которого очевидна»[5].
  • Пророк Мухаммед сказал: «А что касается твоего Жертвоприношения, то великая награда за это припасена для тебя у твоего Господа!»[6]
  • Пророк Мухаммед сказал: «О люди! Для одной семьи раз в году необходимо совершить жертвоприношения Удхия[7] и Атира[8]»[9].
  • Джабир ибн Абдуллах рассказывал: «Я совершил праздничную молитву с посланником Аллаха ﷺ в день жертвоприношения, и после её завершения он привел барана и принес его в жертву, сказав: „С именем Аллаха, Аллах велик! О Аллах, это от меня и от тех, из числа моей общины, кто не совершил жертвоприношения“»[10].
  • Ибн Аббас рассказывал: «Однажды посланник Аллаха ﷺ проходил мимо человека, который точил свой нож, поставив ногу на морду овцы, тогда как она смотрела на него. Пророк ﷺ спросил этого человека: „Почему ты не наточил свой нож до того, как повалить её на землю?! Неужели ты хочешь умертвить её дважды?!“»[11].

День Арафат

День Арафат является предпраздничным днём. В этот день паломники, совершающие хадж, стоят на горе Арафат. Для всех мусульман, кроме паломников, желательно в этот день поститься[12][3].

Празднование

При праздновании Курбан-байрама мусульманам следует совершить полное омовение и надеть чистую и праздничную одежду. Они произносят праздничный такбир словами: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар ля илаха илля Ллаху ва-Ллаху акбар, Аллаху акбар ва-ли-Ллахи-ль-хьамд. Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар. Аллаху акбар кабиран ва-льхамду-ли-Ллахи касьиран ва-субхьана-Ллахи букратан ва-асъила»[13]. Такбир следует повторять во время утренней прогулки к храму.

В мечети совершается праздничная молитва, после которой читается проповедь (хутба). Она обычно начинается с прославления Аллаха и пророка Мухаммеда, затем разъясняется происхождения хаджа и значение обряда жертвоприношения. Опытный имам-хатыб часто облекает проповедь в форму рифмованной прозы.

Жертва

Жертвой может быть баран, верблюд или корова. Жертве должно быть не менее полугода, она должна быть здорова и не иметь никаких недостатков. Если позволяют средства, то желательно принести в жертву одну овцу или козу за человека, или корову (верблюда) — не более чем от семи человек, но также можно принести в жертву одну овцу (козу) за всю семью. Обычай допускает принесение жертвы за усопших, если они завещали сделать это. От одной семьи производится заклание одного барашка[3].

Обычно шкуры жертвенных животных отдаются в мечеть. Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой может присутствовать любой мусульманин, во главе стола обычно бывает имам. В праздник жертвоприношения следует обязательно отведать разнообразные изысканные мясные блюда, которые готовятся в различных странах, в соответствии с местными вкусами, применяя различные специи и ароматизаторы; большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей. Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.

Пророк Мухаммед призывал мусульман к совершению жертвоприношения. Аиша передала слова пророка Мухаммеда: «Более любимое дело человека для Аллаха в день жертвоприношения — это принесение жертвы. В день Суда жертвенное животное будет на чаше добрых дел со своими рогами, шерстью и копытами. Кровь, пролитая в этот день, достигает своего места пред Аллахом, прежде чем она достигнет земли. Так очищайте ею ваши души».

Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. С рассветом мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде желательно совершить ритуальное омовение-гусль, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании утренней молитвы верующие возвращаются домой. Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу).

После праздничной молитвы мусульмане, которые имеют возможность принести жертву, делают это.

Над жертвой любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: «Бисмиллах, Аллах Акбар», то есть «Во имя Аллаха, Аллах велик!» Прежде чем барана режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки.

В жертву можно принести барана, который достиг семи месяцев (по шафиитскому мазхабу — полного года), быка или корову, достигших полных двух лет, верблюда, достигшего полных пяти лет. Желательно, чтобы жертвенное животное было жирным, большим и красивым. В нём не должно быть изъянов, которые плохо влияют на количество и качество мяса. Поэтому нельзя приносить в жертву хромых, слепых или больных животных. А также животных, у которых сломано больше половины рога или отрезано больше половины уха. Желательно использовать треть мяса для угощения своей семьи, треть подарить беднякам из числа соседей и родственников, а треть раздать в качестве милостыни тем, кто просит об этом.

Также Ибн Аббас рассказывал о жертвоприношении пророка: «Треть он оставлял для семьи, треть на угощение бедных соседей, и треть раздавал тем, кто просил». Ибн Умар говорил: «Жертвоприношения и подарки — треть для тебя, треть для семьи, треть для бедных».

Нельзя расплачиваться с мясником, который резал жертвенное животное, мясом. Но можно дать ему часть мяса, если он беден, или подарить, но не в качестве оплаты. Тот, кто принёс жертвоприношение, не может ничего продать из жертвенного животного, ни мяса, ни шкуры, но он может пользоваться шкурой и другими её частями.

Жертва приносится сразу после праздничной молитвы и до захода солнца третьего дня (по ханафитскому мазхабу) или четвёртого дня (по шафиитскому мазхабу). Наилучшим днём для жертвоприношения является первый день[3].

Даты праздника по григорианскому календарю

Мусульманский календарь состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря.

Выходные и праздничные дни

Курбан-байрам официально праздничный день в республиках РФ: Адыгея[14], Башкортостан[15], Дагестан[14], Ингушетия[14], Кабардино-Балкария[14], Карачаево-Черкесия[14], Татарстан[16] и Чечня[14].

В 2014 году командование воинских частей ВС РФ впервые предоставило военнослужащим-мусульманам специальный выходной для посещения мечети. Исключение составляют военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве или в карауле[17].

В мусульманских странах Курбан-байрам является праздничным днём. В некоторых странах Курбан-байрам празднуют 3 дня.

Поздравления

В день жертвоприношения принято ходить в гости и поздравлять друг друга с праздником. Мусульмане традиционно поздравляют друг друга с праздниками следующими словами:

  • ‘Ид мубарак (араб. عيد مبارك‎) — Благословенен праздник!
  • ‘Иду-кум мубарак (араб. عيدكم مبارك‎) — Да будет благословенен ваш праздник!
  • ‘Ид аль-Адъхьа мубарак (араб. عيد الأضحى مبارك‎) — Благословенен праздник жертвоприношения!
  • Такъаббаля-Ллаhу минна ва-мин-кум (араб. تقبل الله منا ومنكم‎) — Да примет Аллах от нас и от вас!
  • Такъаббаля-Ллаhу минна ва-мин-кум съалихьу ль-а’маль (араб. تقبل الله منا ومنكم صالح الاعمال‎) — Да примет Аллах от нас и от вас праведные дела!

Протесты против проведения праздника

В последнее время празднование Курбан-байрама в некоторых немусульманских странах вызывает негативное отношение у правозащитных организаций, политиков, деятелей культуры и простых жителей, которые опасаются за то, что лицезрение смерти может отрицательно сказаться на психике видящих это детей. Недовольства вызваны способом забоя, а также выбором места для забоя жертвенных животных.

  • В 2003 году советники правительства Великобритании потребовали немедленно запретить применение мусульманских и иудейских методов убоя скота. Оба метода, по сути, одинаковы: животному перерезают горло и ждут, пока из него вытечет кровь. По мнению Farm Animal Welfare Council (консультативного органа, контролирующего использование, продажу, перевозку и убой скота и информирующего правительство Великобритании о фактах жестокого обращения с животными) способы производства мяса по мусульманским законам и нормам кашрута являются жестокими, поскольку причиняют сильные страдания овцам, козам и крупному рогатому скоту[18].
  • В 2005 году президент организации «Центр защиты прав животных ВИТА» направила письмо мэру Москвы Юрию Лужкову, в котором выразила протест против публичного жертвоприношения на мусульманском религиозном празднике «Курбан-Байрам» в московской мечети на улице Хачатуряна[19].
  • В 2006 году после настойчивых обращений жителей в Москве был введён запрет на публичные жертвоприношения (каждой мечети разрешено было забивать всего по одному животному)[20].
  • В 2010 году известные деятели российского телевидения, кино и эстрады (Андрей Макаревич, Леонид Ярмольник, Лайма Вайкуле, Ольга Шелест, Виктор Гусев и другие) обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с открытым письмом, призывая ввести в цивилизованные рамки практику совершения обряда жертвоприношений на Курбан-байрам.
Мы крайне удручены ситуацией, которая сложилась в последние годы в Москве. В дни празднования религиозного мусульманского праздника Курбан-байрам в различных местах Москвы устраивается прилюдный забой жертвенных животных, который вынуждены наблюдать многие москвичи, в том числе и дети.
В ответ мэр Москвы обещал решить вопрос «организации исламских праздников без кровавых зрелищ»[21]. Комментируя прошедший в 2010 году праздник, имам Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов сказал, что забоя жертвенных животных на улицах Москвы не было, и ни один представитель СМИ не мог найти ни одного барана, зарезанного на улице[21].

Напишите отзыв о статье «Курбан-байрам»

Примечания

  1. Русский орфографический словарь Российской академии наук. Отв. ред. В. В. Лопатин.
  2. Ислам: ЭС, 1991.
  3. 1 2 3 4 5 Аляутдинов Ш..
  4. Муслим, «Сахих» 3/1955
  5. Сборники хадисов Ахмада (4/284), Абу Дауда (2802) и ат-Тирмизи (1/283)
  6. Сборники хадисов аль-Баззара (2/182), Ибн Хиббана (963) и Абд ар-Раззака ас-Санани (8830).
  7. Удхия — это жертвоприношение, совершенное в утреннее время после восхода солнца (ад-Духа).
  8. Атира — это жертвоприношение, которое совершали арабы-многобожники во времена невежества (джахилии) в последние десять дней месяца Раджаб. Это было дозволено в первые годы Ислама, однако затем это было отменено.
  9. Сборники хадисов Абу Дауда (2788), ат-Тирмизи (1518), ан-Насаи (4235) и Ибн Маджа (3125)
  10. Сборники хадисов Абу Дауда (2810), ат-Тирмизи (1521), Ахмада (3/356)
  11. Сборник хадисов ат-Табарани
  12. ас-Суюти Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. — Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. — С. 316.
  13. [www.islamdag.ru/vse-ob-islame/2137 Всё о празднике Курбан-байрам]
  14. 1 2 3 4 5 6 [ri-online.ru/index.php/2009-11-07-18-24-34/2231-musulmane-skfo-nachali-otmechat-prazdnik-kurban-bajram Мусульмане СКФО начали отмечать праздник Курбан-Байрам]
  15. [islamrf.ru/news/russia/rusnews/18455/ Жители Башкортостана на праздник Курбан-байрам отдохнут 4 дня]
  16. [www.rg.ru/2011/11/06/reg-pfo/kurbantatar.html В Татарстане мусульмане празднуют Курбан-байрам ]
  17. Кравченко, Анастасия. [izvestia.ru/news/577464 Солдат-мусульман отпустят в увольнение на Курбан-байрам], Известия (2 октября 2014). Проверено 2 октября 2014.
  18. [www.newsru.com/arch/world/11jun2003/meat.html В Великобритании требуют запретить еврейский и мусульманский способы убоя скота]
  19. [www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=53 Интерфакс-Религия: Обращение Центра защиты прав животных «Вита» к мэру Москвы Юрию Лужкову по поводу традиций празднования Курбан-байрама]
  20. [www.pravda.ru/faith/religions/islam/15-11-2010/1057535-kurban-0/ У мусульман праздник Жертвоприношения] Правда. Ру, 15.11.2010
  21. 1 2 [info-islam.ru/review/?ID=10408&forprint Звезды против баранов. Процесс столетия]

Литература

Ссылки

  • Аляутдинов, Шамиль [umma.ru/post-i-kurban-bajram/7493-kurban-bajram-kratko Курбан-байрам (Кратко)]. umma.ru. Проверено 28 сентября 2014.

Отрывок, характеризующий Курбан-байрам

– Я думала, что нынешний праздник отменен. Je vous avoue que toutes ces fetes et tous ces feux d’artifice commencent a devenir insipides. [Признаюсь, все эти праздники и фейерверки становятся несносны.]
– Ежели бы знали, что вы этого хотите, праздник бы отменили, – сказал князь, по привычке, как заведенные часы, говоря вещи, которым он и не хотел, чтобы верили.
– Ne me tourmentez pas. Eh bien, qu’a t on decide par rapport a la depeche de Novosiizoff? Vous savez tout. [Не мучьте меня. Ну, что же решили по случаю депеши Новосильцова? Вы все знаете.]
– Как вам сказать? – сказал князь холодным, скучающим тоном. – Qu’a t on decide? On a decide que Buonaparte a brule ses vaisseaux, et je crois que nous sommes en train de bruler les notres. [Что решили? Решили, что Бонапарте сжег свои корабли; и мы тоже, кажется, готовы сжечь наши.] – Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы. Анна Павловна Шерер, напротив, несмотря на свои сорок лет, была преисполнена оживления и порывов.
Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться.
В середине разговора про политические действия Анна Павловна разгорячилась.
– Ах, не говорите мне про Австрию! Я ничего не понимаю, может быть, но Австрия никогда не хотела и не хочет войны. Она предает нас. Россия одна должна быть спасительницей Европы. Наш благодетель знает свое высокое призвание и будет верен ему. Вот одно, во что я верю. Нашему доброму и чудному государю предстоит величайшая роль в мире, и он так добродетелен и хорош, что Бог не оставит его, и он исполнит свое призвание задавить гидру революции, которая теперь еще ужаснее в лице этого убийцы и злодея. Мы одни должны искупить кровь праведника… На кого нам надеяться, я вас спрашиваю?… Англия с своим коммерческим духом не поймет и не может понять всю высоту души императора Александра. Она отказалась очистить Мальту. Она хочет видеть, ищет заднюю мысль наших действий. Что они сказали Новосильцову?… Ничего. Они не поняли, они не могут понять самоотвержения нашего императора, который ничего не хочет для себя и всё хочет для блага мира. И что они обещали? Ничего. И что обещали, и того не будет! Пруссия уж объявила, что Бонапарте непобедим и что вся Европа ничего не может против него… И я не верю ни в одном слове ни Гарденбергу, ни Гаугвицу. Cette fameuse neutralite prussienne, ce n’est qu’un piege. [Этот пресловутый нейтралитет Пруссии – только западня.] Я верю в одного Бога и в высокую судьбу нашего милого императора. Он спасет Европу!… – Она вдруг остановилась с улыбкою насмешки над своею горячностью.
– Я думаю, – сказал князь улыбаясь, – что ежели бы вас послали вместо нашего милого Винценгероде, вы бы взяли приступом согласие прусского короля. Вы так красноречивы. Вы дадите мне чаю?
– Сейчас. A propos, – прибавила она, опять успокоиваясь, – нынче у меня два очень интересные человека, le vicomte de MorteMariet, il est allie aux Montmorency par les Rohans, [Кстати, – виконт Мортемар,] он в родстве с Монморанси чрез Роганов,] одна из лучших фамилий Франции. Это оди

wiki-org.ru

Что такое Ураза-байрам? Суть праздника и празднование Ураза-байрам :: SYL.ru

В эти торжественные дни мусульмане всего мира обмениваются поздравлениями друг с другом со словами: «Ид мубарак!», что означает «благословенного праздника». В большинстве стран, жители которых исповедуют ислам, праздник Ураза-байрам является выходным днем.

Что такое Ураза Байрам

Это мусульманский праздник, первые упоминания о нем датируются 624 годом. Ураза Байрам отмечается по завершении поста, который длится весь священный месяц Рамадан. Его празднование совпадает с началом месяца Шавваль и длится три дня.

Ураза Байрам считается одним из самых важных праздников среди мусульман. Верующие считают, что в эти дни нужно совершить как можно больше добрых поступков, чтобы очистить свою душу: забота о ближних своих, помощь нуждающимся, сострадание к страждущим. Так же данный праздник является временем осмысления накопленного человеком духовного опыта.

Что такое Ураза Байрам для правомерного мусульманина? Это праздник разговения, или Ид уль-Фитр.

Важность этого дня

Интересно, что изначально ислам предписывал лишь два ежегодных праздника. Если один — это Ид-уль-Фитр, то другой — Ид-уль-Адха. И тот и другой завершаются поклонением Аллаху – большим ибадатом.

Не случайно такое важное событие, как Ид-уль-Фитр (Ураза Байрам), отмечается именно по прошествии месяца Рамадан. Каждый верующий в течение священного поста воздерживается от пищи, питья и супружеской близости. Так, в исламе для каждого мусульманина реализуется возможность усмирения своих страстей, искупления своих ошибок, улучшения нрава и оставления в прошлом каких-то пристрастий и плохих привычек.

Ид-уль-Адха празднуется после совершения ежегодного хаджа. Таким образом, верующие заканчивают серьезную работу с помощью своего собственного усердия и активных усилий. Это и есть самый важный критерий для празднования в исламе.

Празднование Ураза Байрам

Перед праздником мусульмане наводят порядок в своих домах, подсобных помещениях, дворах и стойлах для скота. Потом женщины приступают к приготовлению всевозможных традиционных для той или иной местности праздничных блюд. А затем представители самого младшего поколения семьи угощают этой едой родственников и соседей. Таким образом, осуществляется взаимный обмен праздничными яствами.

Что такое Ураза Байрам для правомерного мусульманина? Это возможность переоценить свою жизнь и покаяться за содеянное перед Аллахом. Поэтому накануне праздника все просят прощения у тех, перед кем чувствуют вину за произнесенные слова или совершенные поступки.

Спустя час после рассвета все совершают праздничный коллективный намаз. Большинство верующих собирается в мечетях, а те, кто совершает намаз дома, делает это не в одиночестве, а вместе со всеми членами семьи.

После этого каждый мусульманин должен почтить память усопших родных. Для этого прямо из мечети все верующие отправляются на кладбище.

Поздравления с Ураза Байрам звучат во всех мусульманских семьях за большим праздничным столом, где собираются все родные: от детей до стариков.

Садакат-аль-Фитр

Каждый мусульманин в дни празднования должен заплатить особую милостыню, которая носит название Садакат-аль-Фитр. Это обязательная традиция для каждого мусульманина (как женского, так и мужского пола), достигшего своего совершеннолетия и имеющего движимое и недвижимое имущество, превышающее его основные нужды.

Такая милостыня считается важной вдвойне. Ведь она является не только помощью бедным и нуждающимся, которая дает им возможность наряду со всеми принимать участие в праздновании окончания священного поста, для подающего это еще один способ искупления грехов. Как правило, обязанность выплаты милостыни за супругу и детей ложится на плечи главы семьи. Когда все уплачено, семья совершает совместную молитву. После чего следуют взаимные поздравления и пожелания счастливого торжества.

Ураза Байрам: какого числа и месяца празднуется

Месяц Рамадан – это время священного поста. Поэтому каждый год мусульмане стараются, как можно раньше узнать точные даты его начала и завершения, а также какого числа праздник Ураза Байрам будет в этом году. Эта информация весьма необходима, чтобы спланировать важные события и дела. Особенно нужно знать даты тем, кто собирается вступить в брак. Мусульмане стараются не играть свадьбы во время Рамадана. Причиной тому является великий пост, в течение которого от рассвета до захода солнца запрещается есть, пить, вступать в интимные связи.

Ученые пользуются современными методами исследования, позволяющими максимально достоверно определять пространственное положение всех тел Солнечной системы. Полученные данные о фазах Луны дают возможность составлять так называемый календарь хирджри, по которому и рассчитывается, какого числа Ураза Байрам наступит в том или ином году, знаменуя таким образом конец священного месяца Рамадан. Из года в год, согласно григорианскому исчислению времени, календарь хирджи сдвигается в среднем на 11 дней. Следовательно, праздник разговения с каждым годом начинается все раньше и раньше.

Даты празднования Ураза Байрам на прошедшие и ближайшие годы

2014 год28 июля
2015 год17 июля
2016 год11 июля
2017 год26 июня

В различных уголках Земли различие в датах составляет не больше суток, в зависимости от часового пояса.

То, с каким благоговением относятся мусульмане к подготовке и празднованию этих дней, позволяет ответить на вопрос, что такое Ураза Байрам для каждого из них. Это время возрождения, формирования духовной культуры, оценивания своей жизни. Переосмыслению своей судьбы способствует и то, что весь предыдущий лунный месяц каждый из мусульман постился, посвящая свое свободное время перечитыванию Корана, совершая благочестивые дела и поступки.

www.syl.ru

Праздник разговения — Ураза Байрам (Ид аль-фитр, Рамадан Байрам)

Большой праздник Ураза Байрам (Фото: Zurijeta, Shutterstock)

После завершения священного месяца Рамадан наступает один из двух крупных праздников ислама, называемый праздником разговения Ид аль-Фитр (тюрк. Ураза Байрам, Рамадан Байрам).

Для каждого верующего праздник — это причастность к общей радости единоверцев и хорошая возможность для пополнения духовного опыта. Праздник разговения для мусульманина — это, в первую очередь, прощание с благословенными днями месяца Рамадан, когда для каждого мусульманина предоставлялась хорошая возможность вырасти духовно, усмирить страсти посредством соблюдения поста, большего стремления к благочестию, оказания помощи нуждающимся.

В Ураза Байрам мусульманам предписывается предаваться настроению праздника, вкушая пищу и питье, поститься же в этот благословенный день нельзя.


В этот день мусульмане всего мира, совершив омовение, надевают праздничную одежду и спешат в мечеть на коллективную молитву. После этого верующие обмениваются поздравлениями, идут в гости или приглашают к себе на праздничную трапезу.

Праздник также отмечен крайне важным предписанием религии: в этот день мусульмане выплачивают нуждающимся людям обязательное пожертвование, называющееся закят аль-фитр.

Также в этот день принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших, читать над могилами отрывки из Священного Корана и просить Всевышнего об облегчении их участи.

Редакция проекта «Календарь событий» поздравляет всех мусульман с наступающим светлым праздником Рамадан Байрам (тюркский вариант названия более употребим среди русскоязычных мусульман), желает, чтобы ваш пост и молитвы были приняты Всевышним, здоровья вашим родным и близким, мира вашим семьям.

www.calend.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта