Стих про калошу – Осип Мандельштам — Калоша: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Стихи для малышей Осипа Мандельштама

Про электричество, вкусный чернослив, примус, калошу – о чём бы ни писал Осип Мандельштам детям, это живо, интересно, информативно.

«Про электричество»
— Если хочешь, тронь –
Чуть тепла ладонь:
Я – электричество – холодный огонь.

Тонок уголек,
Волоском завит:
Лампочка стеклянная не греет, а горит

В нашем кооперативе
Яблоки всего красивей:
Что ни яблоко – налив,
Очень вкусный чернослив,
Кадки с белою сметаной,
Мед прозрачный и густой,
И привозят утром рано
С молоком бидон большой.

«Про калошу»
Для резиновой калоши
Настоящая беда,
Если день – сухой, хороший,
Если высохла вода.

Ей всего на свете хуже
В чистой комнате стоять:
То ли дело шлепать в луже,
Через улицу шагать.

«Примус»
Чтобы вылечить и вымыть
Старый примус золотой,
У него головку снимут

И нальют его водой.

Медник, доктор примусиный,
Примус вылечит больной:
Кормит свежим керосином,
Чистит тонкою иглой.

«Про утюг»
— Очень люблю я белье,
С белой рубашкой дружу,
Как погляжу на нее —
Глажу, утюжу, скольжу.
Если б вы знали, как мне
Больно стоять на огне!

«Про куриц-красавиц»
Курицы-красавицы пришли к спесивым павам:
Дайте нам хоть перышко, на радостях: кудах!
Вот еще!
Куда вы там?
Подумайте: куда вам?
Мы вам не товарищи: подумаешь! кудах!

«Автомобилище»
— Мне, автомобилищу, чего бы не забыть еще?
Вычистили, вымыли, бензином напоили.
Хочется мешки возить. Хочется пыхтеть еще.
Шины мои толстые — я слон автомобилий.

Что-то мне не терпится —
Накопилась силища,
Накопилась силища —
Я автомобилище.

Ну-ка покатаю я охапку пионеров!

detskiychas.ru

Милые стишки «Весёлые калошки» а также ликбез на тему калош, галош и даже гамаш

Всё началось с того, что шли мы себе по дороге и вдруг обнаружили, что на всех на нас надеты калоши. Так мы тогда подумали. И эти милые стишки, что можно найти внизу, будут про калоши или, если кому угодно, — про галоши… Мы называли их «калошки». А потом я решила эти самые стишки записать. ?

Калоши или галоши?

В поиске правды на тему того, как же всё-таки правильно «Калоши» или «Галоши», я нашла много интересного про эти вот самые волшебные аксессуары. Затрудняюсь теперь даже называть это обувью.

Что я выяснила. Во-первых. То, что представлено на картинке, особенно детские экземпляры, это вообще не очень-то калоши. Нашла их под названиями «сабо», «туфли» и тому подобное. Калошами или галошами всё же в наших магазинах называют то, что надевают на валенки, или то, что похоже на то, что надевают на валенки, но носят просто так на даче. Бывают они немного модернизированные (утеплённые, например). Остальные вариации с дырочками, застёжками, и т.п., уже калошами не считаются.

Насчёт названия я единого мнения так и не нашла. Посему, выбираю вариант «калоши», просто потому, что мне больше нравится его звучание :).

Что же это такое?!

Во-вторых. Что же такое калоши или галоши. Это средство для защиты обуви! Правильные калоши обязательно надеваются на обувь. И бывают они не обязательно резиновыми. Вот, например, азиатские калоши делаются из хлопка или из шерсти.

Что ещё мне было интересно узнать и, потому хочется поделиться. Хоть и слышала все эти названия от бабушек, только сегодня сложилось всё в единую чёткую схему :).

Раньше во времена наших пробабушек, калоши служили именно для защиты обуви. Обувь была дорогая. Надо было беречь. Так вот. Как одевалась нога :). В независимости о того, женская она была, мужская или детская.

На ногу надевался чулок, потом обувь, на обувь сверху надевалось ещё одно чудо под названием гамаши! Это, оказывается, такой вязанный или сшитый из плотной материи чехол. Он защищал ботинок сверху. Чтобы этот чехол крепко держался, он пристегивался к ботинку через подошву специальной планочкой с петелькой к пуговице. А снизу на ботинок надевалась калоша!

После прочитанного, думаю, многие мамы проникнутся тем, как оказывается сейчас легко и просто одеть ребёнка :). Да и себя – тоже.

Итак. То, с чего это всё началось.

Весёлые калошки

Наденем мы на ножки

Весёлые калошки,

Попрыгаем немножко

И бросимся гулять

По травке, по дорожке,

По кочкам за морошкой,

На лесенку в сторожку

Ступеньки посчитать.

 

Грибов нарвём в лукошко,

А с кустиков – серёжки,

И всё – не понарошку!

Нам некогда играть!

Спасём от Жучки кошку,

Растреплем всю одёжку

И с песней про Антошку

Домой придём опять.

 


А здесь смотрите видео-вариант стишка про калошки в исполнении Марины:

Очень надеюсь, что наши милые стишки про весёлые калошки Вам понравились. Пишите мне об этом свои бесценные комментарии!

Тем, кто весьма категоричен и любит называть вещи исключительно своими именами, предлагается не смотреть на фотографию наших псевдокалошек, а достать свои (или попросить у соседей) настоящие садовые калоши или калоши для валенок и зачитывать стишок строго в них. Тогда всё будет абсолютно верно :).

А если Вы хотите узнавать о наших новых стишках, рассказах, сказках и новых удивительных открытиях — срочно подписывайтесь внизу на новости! Каждому подписавшемуся полагается наш подарок! Спешите ?

irinaroslova.ru

Стихи Осипа Мандельштама для детей — Стихи — Любовь — Каталог статей

Колют ресницы, в груди прикипела слеза …

Колют ресницы, в груди прикипела слеза.
Чую без страху, что будет и будет гроза.
Кто-то чудной меня что-то торопит забыть.
Душно,- и все-таки до смерти хочется жить.
С пар приподнявшись на первый раздавшийся звук,
Дико и сонно еще озираясь вокруг,
Так вот бушлатник шершавую песню поет
В час, как полоской заря над острогом встает.

Март 1931

Американка

Американка в двадцать лет
Должна добраться до Египта,
Забыв «Титаника» совет,
Что спит на дне мрачнее крипта.
В Америке гудки поют,
И красных небоскребов трубы
Холодным тучам отдают
Свои прокопченные губы.

И в Лувре океана дочь
Стоит прекрасная, как тополь;
Чтоб мрамор сахарный толочь,
Влезает белкой на Акрополь.

Не понимая ничего,
Читает «Фауста» в вагоне
И сожалеет, отчего
Людовик больше не на троне.

1913

Актер и рабочий

Здесь, на твердой площадке яхт-клуба,
Где высокая мачта и спасательный круг,
У южного моря, под сенью Юга
Деревянный пахучий строился сруб!
Это игра воздвигает здесь стены!
Разве работать — не значит играть?
По свежим доскам широкой сцены
Какая радость впервые шагать!

Актер — корабельщик на палубе мира!
И дом актера стоит на волнах!
Никогда, никогда не боялась лира
Тяжелого молота в братских руках!

Что сказал художник, сказал и работник:
«Воистину, правда у нас одна!»
Единым духом жив и плотник,
И поэт, вкусивший святого вина!

А вам спасибо! И дни, и ночи
Мы строим вместе — и наш дом готов!
Под маской суровости скрывает рабочий
Высокую нежность грядущих веков!

Веселые стружки пахнут морем,
Корабль оснащен — в добрый путь!
Плывите же вместе к грядущим зорям,
Актер и рабочий, вам нельзя отдохнуть!

1920

***

Вернись в смесительное лоно,
Откуда, Лия, ты пришла,
За то, что солнцу Илиона
Ты желтый сумрак предпочла.
Иди, никто тебя не тронет,
На грудь отца в глухую ночь
Пускай главу свою уронит
Кровосмесительница-дочь.

Но роковая перемена
В тебе исполниться должна:
Ты будешь Лия — не Елена!
Не потому наречена,

Что царской крови тяжелее
Струиться в жилах, чем другой, —
Нет, ты полюбишь иудея,
Исчезнешь в нем — и Бог с тобой.

1920

Я только в жизнь впиваюсь и люблю

Вооруженный зреньем узких ос,
Сосущих ось земную, ось земную,
Я чую все, с чем свидеться пришлось,
И вспоминаю наизусть и всуе…
И не рисую я, и не пою,
И не вожу смычком черноголосым:
Я только в жизнь впиваюсь и люблю
Завидовать могучим, хитрым осам.

О, если б и меня когда-нибудь могло
Заставить, сон и смерть минуя,
Стрекало воздуха и летнее тепло
Услышать ось земную, ось земную…

Вечер нежный

Вечер нежный. Сумрак важный.
Гул за гулом. Вал за валом.
И в лицо нам ветер влажный
Бьет соленым покрывалом.
Все погасло. Все смешалось.
Волны берегом хмелели.
В нас вошла слепая радость —
И сердца отяжелели.

Оглушил нас хаос темный,
Одурманил воздух пьяный,
Убаюкал хор огромный:
Флейты, лютни и тимпаны…

Паденье — неизменный спутник страха…
Осип Мандельштам
Паденье — неизменный спутник страха,
И самый страх есть чувство пустоты.
Кто камни нам бросает с высоты,
И камень отрицает иго праха?
И деревянной поступью монаха
Мощеный двор когда-то мерил ты:
Булыжники и грубые мечты —
В них жажда смерти и тоска размаха!

Так проклят будь готический приют,
Где потолком входящий обморочен
И в очаге веселых дров не жгут.

Немногие для вечности живут,
Но если ты мгновенным озабочен —
Твой жребий страшен и твой дом непрочен!

Пусть имена цветущих городов …
Осип Мандельштам
Пусть имена цветущих городов
Ласкают слух значительностью бренной.
Не город Рим живет среди веков,
А место человека во вселенной.
Им овладеть пытаются цари,
Священники оправдывают войны,
И без него презрения достойны,
Как жалкий сор, дома и алтари.

Silentium

Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.

Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!

Останься пеной, Афродита,
И слово в музыку вернись,
И сердце сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!

1910

lubovbezusl.ru

Методическая разработка урока литературы по теме: «О.Э. Мандельштам. «Калоша»»

Разделы:

Начальная школа


Цели урока

  1. Дать представление об особенностях поэзии О.Э. Мандельштама.
  2. Развивать речь, навыки чтения, анализа поэтического текста, обеспечивающие полноценное восприятие произведения.
  3. Способствовать формированию чувства патриотизма через понимание чувств автора.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка цели урока

-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством поэта «Серебряного века» О. Э. Мандельштама на примере его стихотворения «Калоша». Эпиграфом к уроку я взяла слова самого поэта

Нет, никогда, ничей я не был современник…

О. Мандельштам. 

— Почему я взяла эти слова? На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока.

3. Вступительное слово о поэте.

(Учитель, по своему усмотрению, даёт сведения из биографии поэта).

Осип Эмильевич Мандельштам родился в Варшаве в еврейской семье. В 1891г. родители будущего поэта переехали в Петербург. О дате своего рождения он сказал:

…Я рожден в ночь со второго на третье
Января в девяносто одном
Ненадежном году — и столетья
Окружают меня огнем.

Отец Мандельштама был небогатым торговцем кожами. Эмиль Вениаминович много читал, но по-немецки говорил лучше, чем по-русски. Мать, Флора Осиповна, пианистка и учительница музыки, знала и любила русскую культуру

Осип Мандельштам окончил Тенишевское училище. В 1907г. отправился за границу. Жил во Франции Германии, посещал Италию и Швейцарию. Цель поездки — продолжение образования. Заодно пытался лечиться от врожденного сердечного невроза. В Париже он увлекся французскими поэтами — символистами. Он подражал символистам - играл и упивался звуком.

Осип Мандельштам был поэтом — одиночкой. Он говорил про себя: «Нет, никогда, ничей я не был современник…». Ощущение одиночества и конечности человеческого бытия, хрупкость и достоинство обреченной и непонятной творческой личности становится главной его темой.

Я блуждал в игрушечной чаще
И открыл лазоревый грот …
Неужели я настоящий
И действительно смерть придет?

«Отчего душа- так певуча…», 1911г.

В 1934 г. за стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…» Мандельштам оказался в ссылке. Поводом для ареста послужил портрет «кремлевского горца»: он тешится казнями и «играет услугами полулюдей».

Умер О. Э. Мандельштам 27 декабря 1938 г. в лагере для репрессированных на Дальнем Востоке.

4. Словарная работа.

-Что такое калоша?
— Давайте найдем значение этого слова в словаре.
— Такого слова нет.
— Найдем слово галоши.

Галоши — низкая резиновая (ранее также кожаная) обувь, надеваемая поверх сапог, ботинок для предохранения от сырости.

5. Первичное чтение.

Текст читает учитель.

О. Мандельштам.

Калоша.

Для резиновой калоши
Настоящая беда,
Если день — сухой, хороший,
Если высохла вода.

Ей всего на свете хуже
В чистой комнате стоять:
То ли дело шлепать в луже,
Через улицу шагать!

6. Беседа по содержанию.

— Какое настроение у вас возникло? Поделитесь

7. Повторное чтение. Работа со «словарем настроений».

Текст читает учитель

— Менялось ли настроение?

Составьте цепочку настроений.

А теперь опишем свои чувства в «словаре настроений»

1. Грусть, печаль.
2. Жалость, сострадание.
3. Веселье, озорство.

8. Самостоятельное чтение текста обучающимися.

9. Подготовка к выразительному чтению.

-Какую интонацию выберем?
-Будет ли она меняться?

10. Выразительное чтение.

 11. Анализ текста.

— Что помогло поэту создать настроение?
— Построим цепочку образов.

Калоша-беда-вода-комната-лужа-улица.

— Какова тема произведения? (Стихотворение о калоше).

— Что помогло нам увидеть картины, написанные автором? (Система образов и художественные средства).

— Давайте их найдем.

Эпитеты:

настоящая беда, день сухой, хороший

Олицетворение

Поэт говорит о калоше, как о живом существе. Она шагает и шлепает по луже.

— Какая рифма? (Перекрестная).

12. Итог.

— Обратите внимание на название стихотворения «Калоша».

— Что это значит?

— Что калоша одна.

— Это обычное явление?

— Нет. Поэт пишет о калоше, которой грустно в солнечный день, ведь она одна.

— Стихотворение было написано в 1926 году, в период, по определению поэта, конца времен или, по крайней мере, их непоправимого разлома.

-Ребята, давайте еще раз обратимся к эпиграфу. О чем говорят эти строки?

— Эти строки, полные грусти, говорят об одиночестве поэта.

— Как вы думаете, какова идея стихотворения?

— Вполне может быть, что поэт рассказывал о себе, ведь он был очень одинок, он жил в жестокое время. Его стихи были запрещены.

— Обратите внимание, каким по интонации предложением заканчивается стихотворение?

— Восклицательным. Это не случайно, поэт надеется, что пройдет время, и его стихи будут востребованы. Люди узнают о поэте-патриоте, который нашел силы не только жить в тяжелое время репрессий, но и служить своей Родине. Стихи будут издавать, и они найдут своих читателей. В 1931 году О. Мандельштам скажет в своем стихотворении «Полночь в Москве. Роскошно буддийское лето…»: «Пора вам знать, я тоже современник…» Его стихи сейчас издаются, их с удовольствием читают, по ним слагают песни, они помогают людям познать себя, рассказывают о тех жестоких временах, которые достойно пережил поэт.

13. Домашнее задание.

— Выучите стихотворение наизусть, нарисуйте рисунок, отражающий его содержание.

19.04.2007

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта