Стих дня: поэтический календарь | Rifmovnik.ru
15 апреля 1886 года родился Николай Степанович Гумилёв. Казнен 26 августа 1921 года.
Уедем, бросим край докучный
И каменные города,
Где Вам и холодно, и скучно,
И даже страшно иногда.
Нежней цветы и звезды ярче
В стране, где светит Южный Крест,
В стране богатой, словно ларчик
Для очарованных невест.
Мы дом построим выше ели,
Мы камнем выложим углы
И красным деревом панели,
А палисандровым — полы.
И средь разбросанных тропинок
В огромном розовом саду
Мерцанье будет пестрых спинок
Жуков, похожих на звезду.
Уедем! Разве вам не надо
В тот час, как солнце поднялось,
Услышать страшные баллады,
Рассказы абиссинских роз:
О древних сказочных царицах,
О львах в короне из цветов,
О черных ангелах, о птицах,
Что гнезда вьют средь облаков.
Найдем мы старого араба,
Читающего нараспев
Стих про Рустема и Зораба
Когда же нам наскучат сказки,
Двенадцать стройных негритят
Закружатся пред нами в пляске
И отдохнуть не захотят.
И будут приезжать к нам в гости,
Когда весной пойдут дожди,
В уборах из слоновой кости
Великолепные вожди.
В горах, где весело, где ветры
Кричат, рубить я стану лес,
Смолою пахнущие кедры,
Платан, встающий до небес.
Я буду изменять движенье
Рек, льющихся по крутизне,
Указывая им служенье,
Угодное отныне мне.
А Вы, Вы будете с цветами,
И я Вам подарю газель
С такими нежными глазами,
Что, кажется, поет свирель;
Иль птицу райскую, что краше
И огненных зарниц, и роз,
Порхать над темнорусой Вашей
Чудесной шапочкой волос.
Когда же смерть, грустя немного,
Скользя по роковой меже,
Войдет и станет у порога, —
Мы скажем смерти: «Как, уже?»
И, не тоскуя, не мечтая,
Пойдем в высокий Божий Рай,
С улыбкой ясной узнавая
Повсюду нам знакомый край.
1918
Он стоит пред раскалённым горном,
Невысокий старый человек.
Взгляд спокойный кажется покорным
От миганья красноватых век.
Все товарищи его заснули,
Только он один ещё не спит:
Всё он занят отливаньем пули,
Что меня с землею разлучит.
Кончил, и глаза повеселели.
Возвращается. Блестит луна.
Дома ждёт его в большой постели
Сонная и тёплая жена.
Пуля, им отлитая, просвищет
Над седою, вспененной Двиной,
Пуля, им отлитая, отыщет
Грудь мою, она пришла за мной.
Упаду, смертельно затоскую,
Прошлое увижу наяву,
Кровь ключом захлещет на сухую,
Пыльную и мятую траву.
И Господь воздаст мне полной мерой
За недолгий мой и горький век.
Это сделал в блузе светло-серой
Невысокий старый человек.
1916
Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.
Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Всё ж мучится таинственным желаньем;
Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;
Так, век за веком — скоро ли, Господь? —
Под скальпелем природы и искусства,
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
Лето 1920
poem-of-day.rifmovnik.ru
Стихотворение дня • Arzamas
Самые лаконичные образцы русской поэзии: не более 7 строчек
Владислав Ходасевич
1 августа 2016
Федор Тютчев
2 августа 2016
Осип Мандельштам
3 августа 2016
Николай Аксельрод
4 августа 2016
Георгий Иванов
5 августа 2016
Андрей Туркин
8 августа 2016
Олег Григорьев
9 августа 2016
Григорий Дашевский
10 августа 2016
Иван Ахметьев
11 августа 2016
Борис Кочейшвили
12 августа 2016
Герман Лукомников
15 августа 2016
Константин Батюшков
16 августа 2016
Игорь Холин
17 августа 2016
Марина Цветаева
18 августа 2016
Николай Гумилев
19 августа 2016
Александр Пушкин
22 августа 2016
Велимир Хлебников
23 августа 2016
Дмитрий Пригов
24 августа 2016
Николай Олейников
25 августа 2016
Евгений Баратынский
26 августа 2016
Владимир Маяковский
29 августа 2016
Арво Метс
30 августа 2016
Даниил Хармс
31 августа 2016
Александр Блок
29 мая 2017
Михаил Гронас
30 мая 2017
Алексей Апухтин
31 мая 2017
Арсений Ровинский
1 июня 2017
Алексей Кручёных
2 июня 2017
Василий Филиппов
5 июня 2017
Александр Твардовский
6 июня 2017
Дмитрий Авалиани
7 июня 2017
Михаил Лермонтов
8 июня 2017
Виталий Пуханов
9 июня 2017
Козьма Прутков
12 июня 2017
Ян Сатуновский
13 июня 2017
Георгий Адамович
14 июня 2017
Геннадий Айги
15 июня 2017
Всеволод Некрасов
16 июня 2017
Василий Бородин
19 июня 2017
Юрий Одарченко
20 июня 2017
Евгений Кропивницкий
21 июня 2017
Афанасий Фет
22 июня 2017
Мария Степанова
23 июня 2017
Анна Ахматова
18 сентября 2017
Андрей Николев
19 сентября 2017
Алексей Мерзляков
20 сентября 2017
Иван Бунин
21 сентября 2017
Дмитрий Мережковский
22 сентября 2017
Максим Горький
25 сентября 2017
Федор Сологуб
26 сентября 2017
Иннокентий Анненский
27 сентября 2017
Василий Князев
28 сентября 2017
Юлий Гуголев
29 сентября 2017
Наталья Горбаневская
2 октября 2017
Валерий Брюсов
3 октября 2017
Давид Самойлов
4 октября 2017
Бахыт Кенжеев
5 октября 2017
Сергей Гандлевский
6 октября 2017
Константин Бальмонт
9 июля 2018
Гавриил Державин
10 июля 2018
Владимир Набоков
11 июля 2018
Зинаида Гиппиус
12 июля 2018
Рената Муха
13 июля 2018
Ры Никонова
16 июля 2018
Виктор Коваль
17 июля 2018
Василий Жуковский
18 июля 2018
Антон Дельвиг
19 июля 2018
Иван Крылов
20 июля 2018
Андрей Белый
23 июля 2018
Иван Тургенев
24 июля 2018
Василиск Гнедов
25 июля 2018
Андрей Сен-Сеньков
26 июля 2018
Генрих Сапгир
27 июля 2018
Леонид Виноградов
30 июля 2018
Евгений Герф
31 июля 2018
Наум Коржавин
1 августа 2018
Александр Макаров-Кротков
2 августа 2018
Вера Павлова
3 августа 2018
Сергей Кулле
14 января 2019
Владимир Бурич
15 января 2019
Михаил Айзенберг
16 января 2019
Виктор Кривулин
17 января 2019
Вениамин Блаженный
18 января 2019
Игорь Чиннов
21 января 2019
Иван Елагин
22 января 2019
Глеб Семенов
23 января 2019
Сергей Петров
24 января 2019
Арсений Тарковский
25 января 2019
Анатолий Штейгер
28 января 2019
Леонид Мартынов
29 января 2019
Леонид Аронзон
30 января 2019
Анатолий Мариенгоф
31 января 2019
Борис Слуцкий
1 февраля 2019
Константин Кравцов
4 февраля 2019
Сергей Стратановский
5 февраля 2019
Андрей Монастырский
6 февраля 2019
Борис Поплавский
7 февраля 2019
Леонид Чертков
8 февраля 2019
arzamas.academy
» Стихотворение дня | Поэзо Сфера – Стихи, русская поэзия, советская поэзия, биографии поэтов.
Рубрика ‘Стихотворение дня’
Александр Коваленков (1911—1971)
Цитируется по: День Русской Поэзии 1958, “Советский писатель”, Москва, 1958.
ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ
В юношеском, солнечном эфире
Лучшим чувствам не было помех.
Я считал доказанным, что в мире
Ты добрей, красивей, лучше всех.
Лирика, до святости возвысясь,
Нас купала в свете и тепле.
Всё цвело. И даже наша близость
Нам казалась лучшей на земле.
Свежесть, превратившаяся в пламя,
Радуги горячих гроз ночных…
Мало ли что было между нами,
Как и у других.
Но не здесь взяла своё начало
Та любовь, что горестей сильней,
Та, что не казнила, а прощала,
Не боясь ошибок и страстей.
Не в цветах, а в ссадинах и шрамах
От разлук, обманов и обид,
С материнской нежностью, упрямо
Нам она всю правду говорит.
А из туч летит снежок колючий,
Тая на морщинках дорогих.
И опять зову я самой лучшей
Ту, что так обычна для других.
Цитируется по: День Поэзии 1968, “Советский писатель”, Москва, 1968, 240 стр.
Иней
Смотрит сыто и осоловело
с петухом пробудившийся день.
Приморозило. Заиндевело.
Потеплее пальтишко надень.
Колкий лист убелённого сада,
голубиного снега крыло
или свет долгожданного взгляда –
что такое в окне зацвело?
Безупречной природы причуда,
откровенно – ни снег, ни вода,
этот иней возник ниоткуда,
солнце встанет – уйдёт никуда.
Будет в окнах и чисто и праздно,
будто в гладких и громких словах,
закачается чётко и ясно
сизый голубь на чёрных ветвях.
Марк Лисянский (1913 – 1993)
Цитируется по: День Поэзии 1968, “Советский писатель”, Москва, 1968, 240 стр.
ЯБЛОКИ
В детстве яблок маловато,
Больше их у нас под старость.
Человечеству когда-то
На двоих одно досталось.
И для юных и для старых.
Ливень хлынул небывалый,
Ливень яблок — на базары.
Пахнет яблоками пристань,
Пахнет остро,
Пахнет звонко.
Словно в бочке сок игристый,
Пахнет яблоками Волга.
Ими вся земля пропахла,
Шар земной и свеж и ярок.
Не пустыня и не плаха,
А планета райских яблок!
Вёдра, ящики, корзины,
Горы — жёлтых, красных, белых…
И ларьки и магазины
Дышат духом яблок спелых.
Две достойных половины
Составляют запах этот —
Полновластный, терпкий, винный
Запах осени и лета.
Ни ограды, ни забора
Не оставил людям я бы…
Нет, не яблоком раздора
Быть земле, где столько яблок!
Ольга Постникова
Цитируется по: День Поэзии 1968, “Советский писатель”, Москва, 1968, 240 стр.
***
И стать босою и давнишней,
проснуться, выйти на крыльцо,
к прохладным перезрелым вишням
и зябко щуриться невольно,
минуту медля у воды,
входить в настоянные хвоей
и розоватые пруды,
и в бликах липовых зелёных
блуждать прозрачно и светло,
потом слоняться изумлённо
меж фиолетовых стволов,
колени в папоротник прятать,
бояться дальнего дождя и,
перепутанные пряди
от глаз лениво отведя,
стоять и слушать долго-долго
среди рябин и облаков,
как терпеливо кличут: — Ольга,
и льют по крынкам молоко.
Цитируется по: День русской поэзии. Изд-во “Советская Россия”. М., 1958 г.
ВИКТОР ПОЛТОРАЦКИЙ
ГРОЗА
Томился день,
Цедя густой
Тревожный духоты настой.
От той
Гнетущей духоты
Поникли травы и цветы,
И речка, тяжело дыша,
Таилась в чаще
Камыша.
И нездоровой желтизной
Над полем воспалялся
Зной.
Но медленно
Клубясь, как дым,
Потом багровым иссиня
Край неба
Стало осенять
Летучей тучей.
За бугром
Пророкотал невнятно
Гром.
И вдруг,
Как бы взмахнув крылом,
Как бы ударив напролом,
Дрожа,
Рассыпавшись, как ртуть,
Едва успевшая сверкнуть,
Слепя глаза,
Пришла гроза.
И ливень,
Бешено спеша,
Ломая копья камыша,
Уже не успевая течь,
По крышам
Рассыпал картечь.
poezosfera.ru
© 2007—2017 «Афоризмов Нет» — афоризмы, цитаты, фразы, стихи, анекдоты, статусы, высказывания, выражения, изречения. Все права на представленные материалы принадлежат их авторам. Написать администратору сайта. Карта сайта |
aforizmov.net
Всемирный день поэзии — «Души прекрасные порывы»
«…Поэзия — это живопись, которую слышат…»
Леонардо да Винчи (1452-1519)
«Поэзия — музыка слов»
Томас Фуллер (1654 — 1734)
Всемирный день поэзии ежегодно отмечается 21 марта. Поэзия — это, наверное, одно из самых гениальных достижений человечества. Изливать свои чувства в стихотворной форме, запечатлевать в рифме свое мироощущение, мечтать о будущем и вспоминать прошлое, одновременно обращаясь к миллионам и оставаясь при этом наедине с собой, — на это способна только поэзия, величайшее из искусств, созданных человеком.
Не многие становятся великими и известными поэтами, но многие хотя бы раз в жизни пытались сочинять стихи. Ведь большинству людей далеко не чужды те «прекрасные порывы души», которые и побуждают человека взять ручку, листок бумаги и начать творить.
Волшебная сила поэтического слова способна оказать огромное влияние на любого человека. Давайте вспомним о том, что первыми стихами, которые слышал в своей жизни каждый человек, были слова колыбельной песни. Это поистине самая светлая и прекрасная поэзия.
В истории русской культуры поэзия традиционно играла большую роль.
Русская земля вправе гордиться великими поэтами, творчество которых имеет мировое значение. Но 2015 год — год особенный, это — Год литературы и 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Поэтому данную статью мы посвящаем военным поэтам и военной поэзии.
История Всемирного дня поэзии
Впервые с инициативой учреждения праздника выступила американская поэтесса Теса Уэбб еще в середине 30-х годов 20-го века. Она предложила отмечать Международный день поэзии 15 октября, в честь даты рождения знаменитого поэта и философа Вергилия. Надо заметить, что её предложение нашло положительный отклик в сердцах многих людей: к 1951 году 15-го октября Национальный день поэзии праздновали не только в 38 штатах США, но и в европейских странах. Торжества имели неофициальный характер, да и дата их проведения никак не была зафиксирована в календаре памятных дней.
Только 15 ноября 1999 года ЮНЕСКО, на 30-й конференции, приняла резолюцию об учреждении международного дня, который должен был «вдохнуть вторую жизнь» в мировое поэтическое движение. В первый раз праздник отмечали 21 марта в 2000 году, в Париже, именно там находится штаб-квартира ЮНЕСКО.
Дата — 21 марта, день весеннего равноденствия в северном полушарии, была выбрана как символ обновления природы и творческого характера человеческого духа.
Главной целью международного дня поэзии было подчеркнуть то величайшее значение, которое играет литература в культурной жизни современного общества, объединить поэтов всего мира и дать им право и возможность заявить о себе!
Считается, что самые древние стихи-гимны были созданы в 23 веке до нашей эры. Автор стихов — поэтесса-жрица Эн-хеду-ана (En-hedu-ana), про которую известно лишь то, что она была дочерью аккадского царя Саргона, завоевавшего Ур (территория Ирана). Эн-жеду-ана писала о лунном боге Нанне и его дочери, богине утренней звезды Инанне. Гимны Энхедуанны считались священными.
Стихотворная форма вплоть до эпохи Возрождения почиталась в Европе как одно из основных условий красоты и была практически единственным инструментом превращения слова в искусство. В русской словесности в «золотой век» русской литературы поэзией часто именовалась вся художественная литература в отличие от нехудожественной.
Что и как выражает поэзия
Слово «поэзия» происходит от греч. poieo — творить, создавать, строить, созидать.
Во все времена люди любили и верили поэтам. Ведь поэзия создается чувствами, эмоциями, воображением поэта. Древние греки подразумевали под поэзией человеческую речь, во всех её проявлениях. Это и проза, и театральная декламация, и вдохновенная речь и философский спор и, конечно же, стихи. В настоящее время поэзия представляется чем-то прекрасным, необычным и это на самом деле так. Писать стихи способен лишь тот, кто умеет увидеть возвышенное за обыденностью, может погрузиться в воображаемый мир, обладает тонкой душевной организацией и глубиной чувств.
Поэзия позволяет наслаждаться словом, рождает сильные, проникновенные слова, которые обладают особой энергией, подчиняющей наше воображение и увлекающей за собой. Эту великую силу в них вдохнул поэт, а черпает её он из окружающего нас мира, воспринимая и ощущая силу ветра и солнца, слыша мелодию набегающих волн и шелестящего леса, находя её в тревожащем напряжении любви.
ИсточникВедь поэт совершенно иначе смотрит на наш мир и объясняется понятными и вдохновенными образами. Наш прекрасный русский язык обязан писателям и поэтам появлением многих слов. Слово «вещество» придумал Ломоносов, «промышленность» принадлежит Карамзину, а «головотяпство» Салтыкову-Щедрину. Благодаря поэтическому озарению Игоря Северянина мы познакомились со словом «бездарь».
Поэзия — вечно молодая, трепетная и прекрасная любовь человечества! На нашей планете не найти народа, который бы не был знаком с ней.
ИсточникРазумеется, поэты обладают разной степенью таланта, но иногда рождаются гении, подобные Пушкину, которые дарят человечеству бессмертные произведения, веками смущающие воображение людей и заставляющие мыслить и чувствовать. Поэты остаются живыми свидетелями времени.
Если шагнуть в бездну прекрасных слов, то перед нами откроется совершенно новый мир!
Поэзия, опалённая войной…
ИсточникГоворят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, который почти всю войну провел в Советском Союзе, в книге «Россия в войне 1941 —1945 гг.» свидетельствовал:
Россия также, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый.
Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: Сергей Наровчатов, Михаил Луконин, Михаил Львов, Александр Межиров, Юлия Друнина, Сергей Орлов, Борис Слуцкий, Давид Самойлов, Евгений Винокуров, Константин Вашенкин, Григорий Поженян, Булат Окуджава, Николай Панченко, Анна Ахматова, Муса Джалиль, Петрусь Бровка, Ольга Берггольц и многие другие. Стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. В них порой, даже резких, даже зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит гуманистическое начало. Все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы — нашли свое выражение в коллективном опыте военных лет.
Поэзия (разумеется, лучшие вещи) немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого, именно от него — ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность — зависит судьба народа и страны.
ИсточникСтихи Симонова, Суркова, Исаковского учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх, смерть, голод, разруху. Более того, они помогали не только воевать, но и жить. Именно в суровую военную пору, точнее, в самые тяжелые первые месяцы военной страды созданы почти все поэтические шедевры Симонова: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины… «, «Жди меня, и я вернусь», «Если бы нас своим могуществом… «, «Майор привез мальчишку на лафете… «. Человек, поставленный в исключительные обстоятельства, подвергающийся самым жестоким испытаниям, заново узнавал мир и от этого сам становился иным: сложнее, мужественнее, богаче социальными эмоциями, зорче и точнее в оценках, как движения истории, так и собственной личности. Война изменила людей. Они теперь иначе смотрят и на мир, и на себя. «Я — другой», «Я не тот, не тот, каким был в Москве до войны», — так утверждается в стихах К. Симонова («Встреча на чужбине») 1945 года.
Непривычная шинель, горечь расставаний, материнские слезы, а затем и первые смерти, и «бомбежка весь день» — все это вместе взятое завершается фразой, в которой звучит удивление, и отказ от иллюзий, и ирония, и, прежде всего, зрелость, спокойно-мужественное понимание истины:
Да война такая, какой мы писали её —
Это горькая истина…
Мужество и любовь нераздельны в сердце солдата, и наверно, поэтому стихи военных лет производят впечатление особенной цельности и гармоничности. Перед нами развертывается единый характер, и это характер именно того человека, который выстоял в первых боях с фашизмом, а потом разгромил врага. В одном чеховском рассказе говорится, что «от печальной песни потянуло свободной жизнью». Так и от грустно-раздельной «Землянки» веет силой, негасимой любовью к женщине, к жизни, к родной земле. Как будто в лютый мороз первой военной зимы послышалось дыхание еще далекой, но неизбежной весны!
«Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло…» — стихотворение К. Симонова призывало вопреки всему — надеяться и ждать! А фронтовику верить в то, что дома его очень ждут. Эта вера во многом будет питать его мужество и стойкость. Произведение брало за живое убеждённостью в неотвратимости встречи людей, тянущихся друг к другу. Феномен «Жди меня», вырезаемого, перепечатываемого и переписываемого, посылаемого с фронта домой и из тыла — на фронт, феномен стихотворения, написанного в августа 1941 на чужой даче в Переделкино, адресованного вполне конкретной, земной, но в эту минуту — далекой женщине, выходит за рамки поэзии. «Жди меня» — своего рода молитва, заговаривание судьбы, хрупкий мост между жизнью и смертью, и оно же — опора этого моста. В нём предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек — сильнее войны. Если любит, если верит.
Стихотворение «В прифронтовом лесу» М. Исаковского выделяется редкостной жизнерадостностью, хотя напоминание о мирных днях и усугубляло драматизм существовавшего положения, и поэт не скрывал: десятки тысяч людей ежедневно шли сознательно и осмысленно на смерть. В богатейшей поэзии военных лет никто, пожалуй, с такой предельной откровенностью не заявлял о том, что ждет тех, кто слушает в эту минуту вальс в прифронтовом лесу. Неудивительно, что большинство бытовавших в окопах песен, рожденных войной, таких как «Синий платочек», «Темная ночь», «Бьётся в тесной печурке огонь… «, «В лесу прифронтовом», «Огонёк», были сугубо лирическими. Эти песни отогревали солдатское сердце, продрогшее на холодном ветру суровой военной жизни.
Но главными песнями военных стали песни на стихи В.Лебедева -Кумача «Священная война» и М.Исаковского «Катюша».
Военная поэзия с женским лицом
Ольга Берггольц (1910 — 1975)
ИсточникВ годы Великой Отечественной войны Берггольц, оставаясь в родном городе все 900 дней блокады, работала на Ленинградском радио (выступления вошли в кн. «Говорит Ленинград», 1946 г., 1-е изд. было изъято в связи с т.н. ленинградским делом после разгрома журналов «Звезда» и «Ленинград»). Часто, обессиленная от голода, ночевала в студии, но никогда не теряла силы духа, поддерживая свои обращения к ленинградцам доверительными и мужественными стихами. Во время войны О. Берггольц создала свои лучшие поэтические произведения, посвященные героизму защитников города: «Ленинградская поэма», поэма «Февральский дневник», стихотворения, вошедшие в книги «Ленинградская тетрадь», «Ленинград», «Ленинградский дневник», и другие произведения. Берггольц выезжала в части действующей армии, ее стихи печатались на страницах газет, на плакатах «Окон ТАСС». Строки О. Берггольц высечены на гранитной стеле Пискарёвского мемориального кладбища: «Никто не забыт и ничто не забыто».
Юлия Друнина (1924 — 1991)
ИсточникКогда началась Отечественная война, в шестнадцатилетнем возрасте записывается в добровольную санитарную дружину при РОККе (Районное общество Красного Креста) и работает санитаркой в глазном госпитале. Участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку и, выполняя свои прямые обязанности, становится санитаркой пехотного полка. Воевала, была ранена. После ранения была курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС), после окончания которой получает направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Батальоннный санинструктор; Всеми силами рвется на фронт. Получив сообщение о смерти отца, едет на похороны по увольнению, но оттуда не возвращается в свой полк, а едет в Москву, в Главное управление ВВС. Здесь, обманув всех, получает справку, что отстала от поезда и едет на Запад.
В Гомеле получает направление в 218-ю стрелковую дивизию. Снова была ранена. После выздоровления пыталась поступить в Литературный институт, но ее постигла неудача. Возвращается в самоходный артполк. Звание — старшина медслужбы, воюет в Белорусском Полесье, затем в Прибалтике. Контузия, и 21 ноября 1944 получает документ «…негоден к несению военной службы».
Печатается как поэт с 1940 года. В начале 1945 в журнале «Знамя» была напечатана подборка стихов Друниной.
Вера Инбер (1890 — 1972)
ИсточникПроведя три года в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны, Инбер отобразила жизнь и борьбу жителей в стихах и прозе. Её муж, профессор медицины Илья Давыдович Страшун, работал в 1-м Медицинском институте в осаждённом городе.
В 1946 года получила Сталинскую премию за блокадную поэму «Пулковский меридиан». Награждена тремя орденами и медалями.
Нельзя не вспомнить и других женщин-поэтов тех времен таких как А.Ахматова, М.Алигер, Р.Казакова.
Лирическая поэзия периода Великой Отечественной войны — явление яркое, многообразное, широкое по спектру выразившихся в ней человеческих чувств. Она отличалась страстностью гражданского языка и высотою помыслов, устремленных к борьбе за свободу своей Родины. Поистине поэты войны знали «одной лишь думы власть, одну — но пламенную страсть» — волю к победе. Идя вместе с воюющим народом по дорогам войны, они внимательно вглядывались в его лицо, слушали его речь и в этой постоянной близости находили силу для своего стиха.
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова.
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.Свободным и честным тебя пронесём
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки! (А. Ахматова, 1941год)
Стихотворная публицистика периода войны — явление по своему размаху почти необозримое. Масштабы газетной работы (а в газетах первоначально и публиковались все публицистические стихи) были поистине грандиозны. Достаточно сказать, что, например, в 1944 г. печаталась 821 военная газета, а общий разовый тираж их составлял 3195 000 экземпляров.
С полос газетных, свёрстанных ночами,
Ещё пропахших дымом фронтовым,
Сатирой, песней, лозунгом, стихами
Я прихожу к читателям моим,— писал Николай Браун.
И так могли бы сказать все поэты-публицисты.
Поэтическая публицистика была непременным и боевым участником каждого дня военной страды. В лучших своих произведениях она сочетала острую отточенность публицистической формы, глубочайшую ненависть к врагу с горячим гуманизмом, пролетарским интернационализмом, с глубочайшей верой в торжество человечности. Этот великолепный и сложный сплав и придал поэтической публицистике периода Великой Отечественной войны колоссальную агитационную силу воздействия.
Вечное искусство
Поэзия жила, живет и будет жить бесконечно долго. Если раньше это были сложные сочинения древнегреческих поэтов, где игра слов и ассоциации путали и сбивала с мыслей читающих, то далее это воплотилось в поэзию средних веков и серебряного века. Ну а если говорить на языке сегодняшнего дня, то наряду с классической поэзией, стихи находят воплощение в современном, молодежном искусстве.
Поэзия, — говорится в решении ЮНЕСКО, — может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека — но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание. Кроме того, Всемирный День поэзии должен дать возможность шире заявить о себе малым издательствам, чьими усилиями, в основном, доходит до читателей творчество современных поэтов, литературным клубам, возрождающим извечную традицию живого звучащего поэтического слова.
(Источник)
Этот День, считает ЮНЕСКО, призван послужить созданию в средствах массовой информации позитивного образа поэзии как подлинно современного искусства, открытого людям.
Представьте нашу жизнь без поэзии… Без поздравлений к праздникам, без песен, без Пушкина, Лермонтова, Шекспира, современных авторов…. Это будет скучная жизнь без взрыва эмоций, выраженных простыми буквами на бумаге, без той небольшой мистики, когда одни и те же слова, но написанные в определенном порядке, могут тронуть до слез. Сила слова обладает особой энергией, увлекающей за собой и подчиняющей себе наше воображение.
Василий Жуковский (1799 — 1852) ИсточникВасилий Жуковский — К поэзии
Чудесный дар богов!
О пламенных сердец веселье и любовь,
О прелесть тихая, души очарованье —
Поэзия! С тобой
И скорбь, и нищета, и мрачное изгнанье —
Теряют ужас свой!
В тени дубравы, над потоком,
Друг Феба, с ясною душей,
В убогой хижине своей,
Забывший рок, забвенный роком, —
Поет, мечтает и — блажен!
И кто, и кто не оживлен
Твоим божественным влияньем?
Цевницы грубыя задумчивым бряцаньем
Лапландец, дикий сын снегов,
Свою туманную отчизну прославляет
И неискусственной гармонией стихов,
Смотря на бурные валы, изображает
И дымный свой шалаш, и хлад, и шум морей,
И быстрый бег саней,
Летящих по снегам с еленем быстроногим.
Счастливый жребием убогим,
Оратай, наклонясь на плуг,
Влекомый медленно усталыми волами, —
Поет свой лес, свой мирный луг,
Возы, скрипящи под снопами,
И сладость зимних вечеров,
Когда, при шуме вьюг, пред очагом блестящим,
В кругу своих сынов,
С напитком пенным и кипящим,
Он радость в сердце льет
И мирно в полночь засыпает,
Забыв на дикие бразды пролитый пот…
Но вы, которых луч небесный оживляет,
Певцы, друзья души моей!
В печальном странствии минутной жизни сей
Тернистую стезю цветами усыпайте
И в пылкие сердца свой пламень изливайте!
Да звуком ваших громких лир
Герой, ко славе пробужденный,
Дивит и потрясает мир!
Да юноша воспламененный
От них в восторге слезы льет,
Алтарь отечества лобзает
И смерти за него, как блага, ожидает!
Да бедный труженик душою расцветет
От ваших песней благодатных!
Но да обрушится ваш гром
На сих жестоких и развратных,
Которые, в стыде, с возвышенным челом,
Невинность, доблести и честь поправ ногами,
Дерзают величать себя полубогами!-
Друзья небесных муз! пленимся ль суетой?
Презрев минутные успехи —
Ничтожный глас похвал, кимвальный звон
пустой, —
Презревши роскоши утехи,
Пойдем великих по следам! —
Стезя к бессмертию судьбой открыта нам!
Не остыдим себя хвалою
Высоких жребием, презрительных душою, —
Дерзнем достойных увенчать!
Любимцу ль Фебову за призраком гоняться?
Любимцу ль Фебову во прахе пресмыкаться
И унижением Фортуну обольщать?
Потомство раздает венцы и посрамленье:
Дерзнем свой мавзолей в алтарь преобратить!
О слава, сердца восхищенье!
О жребий сладостный — в любви
потомства жить!
Декабрь 1804 Источник
Материалы:
http://pozdrav.a-angel.ru/prazdniki/vsemirnyj-den-pojezii.html
http://5klass.net/literatura-5-klass/Poezija-voennykh-let-1941-1945/010-Anna-Akhmatova.html
http://bibliopskov.ru/poetday.htm
http://www.otvoyna.ru/poezia.htm
Поэзия периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945)
http://www.supertosty.ru/pozdravleniya/professionalnye/vsemirnyy_den_poezii/
http://datki.net/vsemirniy-den-poezii/
inance.ru
Стихи про будни, или Обычный день
Порой теряешься в размышлении о том, приключилось ли то или иное событие с тобой вчера, или, быть может позавчера, или — три часа назад?
Всё от того, что слишком уж много в нашей жизни случается всего повторяющегося, одинакового, обычного.
Обычные дела, обычные люди, обычные события. Обычные дни. Будни…
Эти стихи из рубрики поэзия для взрослых — об этом.
Обычный день
стихи про будни, неотличимые друг от друга
Утро. Темно.
Уже осень.
Как тихо.
Спят все.
Будильник взорвал тишину.
Встану. Окно.
В нем сосед
Уже лихо
Рулит —
Побыть бы в пути одному.
Было давно
Это. С кем —
Я не знаю.
Серое
Утро в преддверье зимы.
Кофе — одно,
А тебе —
Чашка чаю.
Это –
Начало дневной кутерьмы.
Вечер. Темно.
Тот же двор,
Та же кошка,
В окнах
Огни зажигает сосед.
Мыслей полно.
Поболтаем
Немножко…
Был с нами
День, или всё-таки — нет…
Вот такие стихи про обычные будни и про их неизменное день ото дня повторение.
Ну что тут можно сказать, товарищи? Живите ярко! Так, что бы каждый день был действительно новым!
Прочие мои стихотворения можно найти в рубриках Поэзия для взрослых или Стихи для детей. На сайте также всегда можно заказать стих на любую тему.
А узнавать о свежих рассказах, сказках, стихах, статьях и прочих новостях моего блога, можно подписавшись внизу этой страницы на новости. Каждому подписчику предлагается наш подарок!!! ?
irinaroslova.ru
www.pozdravik.ru