С рождеством богородице: Рождество Богородицы: смысл и традиции православного праздника

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Это событие — рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных родителей Иоакима и Анны — описано в Церковном Предании. Мы расскажем об истории, смысле и народных традициях, связанных с праздником.

Что такое Рождество Богородицы

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — полное название праздника, который Русская Православная Церковь отмечает 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Рождество Богородицы — Богородичный праздник.

Событие, которое мы празднуем в этот день, не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания, одного из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Предание, рассказывающее о Рождестве Девы Марии, а именно — Протоевангелие Иакова — было написано во II веке. А отмечать праздник как отдельный значимый день стали ко второй половине V века. Об этом мы, например, читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы).

Когда празднуется Рождество Богородицы

Православные христиане празднуют Рождество Девы Марии 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это непереходящий праздник, то есть дата его остается неизменной каждый год.

Праздник по православной традиции продолжается 6 дней, с 20 по 25 сентября. Этот период включает предпразднство и попразднство. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Что можно есть на Рождество Богородицы

В 2021 году праздник выпадает на вторник, ограничений в еде нет.

События Рождества Пресвятой Богородицы

В Новом Завете мы не найдем практически ничего о земной жизни Богородицы. Евангелия не дают сведений о том, кто были родители Девы Марии и при каких обстоятельствах она родилась.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы основан на Церковном Предании. Существует так называемое Протоевангелие Иакова, написанное в II веке. В нем мы читаем, что Мария родилась от благочестивых родителей, Иоакима и Анны. Иоаким был выходцем из царского рода, а Анна — дочерью первосвященника. Они дожили до преклонных лет и были бездетны. Это было источником скорби для пары и вызывало общественное порицание.

Однажды, когда Иоаким пришел в Храм, первосвященник не разрешил ему принести жертву Богу, сказав: «Ты не создал потомства Израилю». После этого безутешный Иоаким удалился в пустыню для молитвы, Анна же осталась дома и тоже молилась. В это время им обоим явился ангел и каждому возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».

Узнав радостную новость, супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима.

После этого Анна зачала. Как пишет Протоевангелие Иакова, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Праведники дали обет посвятить своего ребенка Богу и отдали дочь Марию в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия.

История празднования Рождества Богородицы

Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к V веку. Первые упоминания о нем мы читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Икона Рождества Богородицы

Самые древние изображения событий Рождества Божией Матери мы встречаем к X-XI веках. Это иконы и фрески. Например, роспись грузинского храма VII века в Атени. Весь этот храм посвящен Богородице (празднику Успения Богородицы).

Есть и другие древние изображения праздника: фрески в Киевском Софийском соборе (первая половина XI века) и в Преображенском соборе Мирожского монастыря (XII век), композиция в церкви Иоакима и Анны сербского монастыря Студеница (1304 год).

Традиционно на ранних иконах и фресках иконописцы изображали в центре композиции праведную Анну — мать Девы Марии. Роженица полулежит на высоком ложе, перед ней стоят женщины с дарами, акушерка и служанки, которые омывают Богородицу в купели.

С каждым веком этот иконописный сюжет обогащался все новыми и новыми подробностями. К примеру, стали изображать стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птиц. Сейчас икону Рождества Богородицы часто делают житийной, то есть дополняют основной сюжет отдельными композициями (клеймами) — сюжетами из истории события. Плач Иоакима в пустыне, благовестие Иоакиму и благовестие Анне, встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма и так далее.

До наших дней дошла роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, которую в 1502 году выполнил великий иконописец Дионисий. Это фреска над главным входом, которая изображает святую Анну на ложе; купель; приходящих поклониться Рожденной жен и дев с сосудами в руках; Иоакима и Анну с Девой Марией на руках.

Богослужение Рождества Богородицы

В VI веке преподобный Роман Сладкопевец написал кондак Рождеству Богородицы, но текст его не сохранился до наших дней. Самое древнее песнопение праздника — тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево». Скорее всего, он был составлен в V—VII веках. Кроме того в современную службу праздника входят, например, песнопения святителя Андрея Критского (VII век), преподобного Иоанна Дамаскина VIII век), Константинопольского патриарха Германа (VIII век).

Тропарь Рождества Богородицы

Глас 4:

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Перевод:

Рождество Твое Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Кондак Рождества Богородицы

Глас 4:

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Перевод:

Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смертной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

Величание Рождества Богородицы:

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Перевод:

Величаем Тебя, Пречистая Дева, и почитаем святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Молитва первая на Рождество Богородицы

О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная.

Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва вторая на Рождество Богородицы

Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умиленно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли коемуждо потребная. Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужество ко благу направи, грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши, болящих уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй.

Ты веси, Всемилостивая, яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия, обаче буди нам в помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольского прельщения прогневляем Бога: Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь. Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник, верно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему. Ты бо молитвами беззакония наша туне очищаеши, темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительнаго неверия; молитвами Твоими, подающи дожди благовременны и земле обильное плодоносие, вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа, Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Молитва третья на Рождество Богородицы

О, Пречистая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, от неплодове по обетованию рождшаяся и чистоты ради души и тела Твоего сподобльшаяся быти Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, с Нимже ныне на небеси пребывавши и имаши велие дерзновение ко Пресвятой Троице, от Неяже, яко Царица, венцем вечнаго царствования увенчана еси. Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: исходатайствуй нам у Всемилостиваго Господа Бога прощение всех прегрешений наших вольных и невольных; страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия возстановление, времена мирны и безмятежны, крамол злых непричастны; ко изобилию же плодов земных, воздуха благорастворения, дожди мирны и благовременны. И вся, яже к житию и спасению нашему потребная, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего. Наипаче же благопоспеши нам украситися благими нравы и добрыми делы, да, елико мощно, подражатели будем святому Твоему житию, имже от юности на земли украшалася еси, благоугождающи Господу; сего ради явилася еси честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Ей, Госпоже Пресвятая, буди нам во всем скорая Помощница и премудрая ко спасению Наставница, да Тебе последствующи и Тобою воспомоществуеми, сподобимся наследницы быти Небеснаго Царствия, страданиями Сына Твоего исходатайственнаго, исполнителям же святых заповедей Его обещаннаго. Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Тебе весь живот наш предаем, чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлены быти в час исхода нашего от жития сего, и на Страшном Суде Сына Твоего, Христа Бога нашего деснаго Его стояния сподобитися, и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити, благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков. Аминь.

Проповедь митрополита Сурожского Антония на Рождество Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всякий праздник Матери Божией — это чистая радость. Это радость не только о любви Божией к нам, но радость и о том, что земля — наша простая, родная, обычная земля — может так ответить на любовь Господню. В этом для нас радость особенная.

Когда мы от Бога получаем милость — ликует наше сердце; но иногда делается тоскливо: чем, чем мне воздать любовью за любовь, где найти ту святость, ту ласку, ту способность отзываться всем естеством на милость Божию? И тогда, хотя мы знаем, что каждый из нас слаб и немощен в любви, мы можем подумать о Матери Божией. Она за всех нас ответила совершенной верой, никогда не колеблющейся надеждой и любовью такой широкой, что Она сумела обнять этой любовью и небо и землю, открыться любовью так, что воплотился Сын Божий, и так открыться любовью к людям, что все, самые грешные, могут к Ней прийти и получить милость. Это — ответ всей земли, это ответ всей вселенной на любовь Господню.

И вот, будем радоваться и унесем радость сегодня из этого храма — не только на одно мгновение: будем её хранить изо дня в день, будем изумляться этой радости, будем ликовать этой радостью и станем эту радость давать людям, чтоб всякое сердце возликовало и утешилось и просветилось этой радостью о том, что земля может вместить небо, что человек может ответить Богу так, что Бог стал бы человеком.

И теперь, из века в век, пока мир стоит, Бог среди нас, Христос Тот же Самый среди нас, изо дня в день. И когда будет проявлена, открыта слава земли и неба, Господь Иисус Христос, истинный Бог, но и истинный человек, будет среди нас пребывать Божией Матерью, Которая дала Ему плоть Свою любовью, верой, святостью, благоговением.

Будем хранить, беречь, растить эту радость и ею жить во дни скорби, во дни тёмные, во дни, когда нам кажется, что ни на что мы не способны, что ничем не может земля ответить на любовь Божию. Ответила земля, и стоит этот Ответ вовек с воздетыми руками, молясь о нас всех, о добрых и о злых, никогда не стоя поперёк пути спасения, всем прощая — а Она имеет, что простить: ведь люди Сына Ее убили — и к Ней мы прибегаем. Потому что если Она простит, то никто нас не осудит.

С какой верой приходим мы к Божией Матери, как глубока она должна быть, чтобы каждый из нас, который своими грехами и своим недостоинством участвует в смерти Господней, мог бы сказать: Матерь, я погубил Сына Твоего, но Ты прости. И заступается за нас, и милует, и спасает, и вырастает во весь рост любви Господней.

Слава Богу за это, слава Матери Господней за эту Ее любовь. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы

Долго скорбели о своем неплодии праведные родители Приснодевы, долго и горячо молились Господу о разрешении неплодия, считавшегося наказанием от Бога за грехи; много творили милостыни, чтобы преклонить на милость Всемилостивого, и терпели оскорбления от соплеменников, и в этой скорби и непрестанной молитве и благотворении постепенно очищались духом и воспламенялись больше и больше любовью и преданностью к Богу и таким образом были уготовляемы Провидением Божиим к благословенному рождению Преблагословенной Дщери, избранной от всех родов в Матерь воплощенному Слову.

Тесным и скорбным путем Господь ведет к славе и блаженству избранных Своих, ибо и Самой Матери Бога по плоти предречено было Симеоном, что душу Ее пройдет оружие и Она испытает тяжкие скорби в душе во время страдальческой жизни Сына Ее, да откроются многих сердец людских помышления (Лк. 2, 34-35). Так скорбен и тесен путь всех избранников Божиих, ибо мир и миродержец, т. е. враг Бога и человеков, крайне теснит людей Божиих; и Сам Господь попускает им идти тесным путем, поскольку он способствует им устремляться к Богу и на Него единого возлагать свое упование.

Но обратим взор от скорби к радости. Какую же радость доставляет нам Рождество Богоматери? Разъясним подробнее церковную песнь, изъясняющую причины радости праздничной. Через рождество Приснодевы, через единородного Сына Ее и Бога проклятое и отверженное человечество примирилось с Богом, безмерно оскорбленным их грехами, ибо Христос стал Посредником примирения (Рим. 5,10-11), освободилось от проклятия и смерти вечной, удостоилось благословения Отца Небесного; оно соединилось и срастворилось с естеством Божественным; возведено в первое достояние свое этим срастворением, по выражению церковной песни; отверженный прежде человек удостоился усыновления Отцу Небесному, получил обетование славного воскресения и вечной жизни на небесах вместе с ангелами.

Все это совершено и совершается воплотившимся из Пречистой девы от Духа Святого Сыном Божиим и ходатайством Пречистой Его Матери. Как почтено и возвеличено человечество через святую Деву Богородицу, ибо Она удостоилась обновления и усыновления Богу; и Сама Она удостоилась по Своему безмерному смирению и величайшей чистоте и святости быть Матерью Богочеловека! Она всегда пребывает самой сильной Ходатаицей и Предстательницей рода христианского пред Своим Сыном и Богом! Она — наша Надежда непостыдная; Она отводит от нас тучи праведного гнева Божия, отверзает нам древний рай Своим могучим ходатайством; Она поддерживает престолы царей и хранит их непоколебимо вовек. Она тысячекратно спасала и спасает Россию с начала и доныне; Она ее возвеличила, прославила, утвердила и утверждает ее; Она Поручница грешных во спасение. К Ней христиане обращают свои безчисленные моления, прошения, хвалы, славословия и благодарения; Она совершила и совершает в Церкви безчисленные чудеса, благотворные во всех концах мира.

Будем же все светло торжествовать праздник Рождества Пресвятой Девы Марии, украшаясь сами всякими добродетелями христианскими. Аминь.

Дом Иоакима и Анны

Дом Иоакима и Анны — одна из христианских достопримечательностей Иерусалима. Как говорит Церковное Предание, Дева Мария родилась в доме своих родителей — праведных Иоакима и Анны. Располагался он в северо-восточной части Иерусалима, ныне это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот.

Православные и католики до сих пор спорят о том, где точно стоял дом, и построили монастырь и базилику на расстоянии 70 метров друг от друга. Православный монастырь святой Анны — место паломничества для многих христиан мира. На первом этаже обители — церковь в честь Рождества Божией Матери, а под зданием монастыря — древняя пещерка. Считается, что эта пещерка — часть дома Иоакима и Анны.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино — духовный центр московского района Отрадное. Адрес: Алтуфьевское шоссе, дом 4.

Владыкино — одно из самых древних подмосковных сел. Первым владельцем села был благоверный князь Даниил Московский, сын святого Александра Невского и прямой потомок равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги. В 1322 году село пожаловали в вотчину тысяцкому Протасию Вельяминову, прибывшему на службу к московскому князю. От его имени село и получило свое первое название — Вельяминово.

Спустя три столетия, в 1619-ом, царь Михаил Федорович жалует Вельяминово князю Дмитрию Михаиловичу Пожарскому, но вскоре село переходит к князю Ивану Ивановичу Шуйскому. Именно при нем здесь строится деревенская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (взамен обветшавшей церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая).

После 1653 года Святейший Патриарх Никон делает село своей вотчиной и дает ему новое название — Владыкино. Во Владыкино строят патриарший путевой дворец и еще один храм — в честь Иверской иконы Божией Матери.

Первый каменный храм во Владыкино был построен в 1770 году. Колокольня была возведена графом К. Г. Разумовским, владельцем соседнего села Петровское. К средине XIX века каменный храм сильно обветшал. В 1854-ом на месте старого построили новый, на этот раз трехпрестольный, храм с приделами архангела Михаила и архангела Гавриила. Главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским.

В советские годы храм не закрывался, даже во времена самых жестоких гонений на Церковь. Во время Великой Отечественной войны в него не попал ни один снаряд, хотя немцы стояли совсем близко. В 70-е годы были попытки снести храм при строительстве эстакады в начале Алтуфьевского шоссе, но прихожане смогли отстоять его.

Источник: foma.ru

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии / Патриархия.ru

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого.

Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова — явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.

Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете.

Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти.

Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие.

Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию — быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших» (2-я стихира на «Господи, воззвах», глас 6).

Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.

что можно и нельзя делать 21 сентября 2021 года – Новости Самары и Самарской области – ГТРК Самара

21 сентября православные верующие отмечают большой светлый день — Рождество Пресвятой Богородицы. Сейчас этот праздник входит в список двунадесятых — 12 важнейших православных событий после Пасхи.

Традиционно люди в этот день благодарили Матерь Божью за урожайный год и просили о помощи в будущем. С молитвами к ней обращались семьи, которые не могли завести детей.

Рождество Богородицы раньше было принято встречать у воды. До рассвета люди шли к ближайшему водоему, где с первыми лучами солнца умывались — считалось, что это принесет здоровье и красоту.

Как и в любое другое церковное торжество, в этот день запрещено убираться в доме, работать, ругаться и заниматься рукоделием. Но есть и особенные приметы. Так, например, в этот день нельзя надевать узкую или неудобную обувь. Считается, что если натереть мозоль, можно привлечь к себе неудачу или болезнь.

21 сентября принято печь хлеб, но резать его нельзя, ибо он символизирует тело Господне. Буханку необходимо рвать или ломать руками. Хлебные крошки не стоит смахивать со стола. Их нужно собрать и отдать животным.

Доброй приметой будет в этот день подать милостыню, поучаствовать в благотворительной акции или стать волонтером. Помощь ближнему, идущая от чистого сердца, непременно окажет благотворное влияние на вашу собственную судьбу.

21 сентября старые вещи необходимо выбросить, а ещё лучше — сжечь. По поверью это поможет избежать дурного глаза и избавиться от имеющихся болезней.

Сны в эту ночь будут отражать ваше внутреннее состояние. Если приснилось нечто приятное, значит, вы развиваетесь гармонично. Если сновидение было тревожным, пора менять или своё поведение, или свое же окружение.

Считается, что в день рождения Богородицы окончательно наступает осень и завершаются теплые дни, поэтому по погоде можно узнать, какими будут грядущие осень и зима.

  • Если весь день солнечно и ясно, то такая погода сохранится до конца октября.
  • Если на улице туман — жди частых осенних дождей.
  • День начался с дождя — ливни будут идти весь ближайший месяц.
  • Пасмурно и моросит — к холодной зиме.
  • На траве роса — к заморозкам.
  • Если птицы летают высоко — зима придет нескоро, а вот если низко — пора доставать теплую одежду.
  • Сильный ветер — зимой будет мало снега.

Фото tvsamara.ru/ Наталья Гильманова

О чем молятся в день Рождества Пресвятой Богородицы?

21 сентября православная церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы. Этот праздник празднуется первым в церковном календаре.

«Примечательно, что церковный год начинается с празднования Рождества Всесвятой Богородицы, соединяя Ветхий Завет и Новый, – говорит ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института священник Георгий Кочетков. – Это событие как бы вбирает в себя все дары Ветхого Завета, ведь Богородица – главный его плод, плод жизни и веры древнего Израиля. Смысл этого праздника как раз в том, что в служении Богородицы исполняются пророчества и писания. Кто мог предположить, что промысел Божий о спасении человека и судьбе человечества осуществится через женщину. Через служение Пречистой Девы, которая смогла воспринять в себя воплотившееся Божье Слово. Кроткая и смиренная сердцем, она приняла наибольший дар, какой только может получить на земле женщина».

Как плоды веры изменили судьбу человечества

Именно от Рождества Богородицы начался путь примирения человека с Богом через рождение Иисуса Христа. А затем –путь всего человеческого рода к спасению. Ведь главное, для чего пришла в мир Пресвятая Богородица, это принести всему человечеству Сына Божьего, который упразднит смерть. И дарует всему человечеству веру в Жизнь Вечную, в воскресение после смерти, говорит Кочетков.

В Евангелии от Луки есть драгоценные слова Елисаветы, матери Иоанна Крестителя, адресованные Марии: «Блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное ей от Господа». «И Мария, названная здесь «Уверовавшая», раскрывает нам главную тайну своей судьбы, – говорит Георгий Кочетков. – К сожалению, я никогда в жизни не слышал, чтобы мы теперь называли Деву Марию так же, как в Писании: «Уверовавшая», чтобы мы прославляли ее так, как прославляет ее евангелист Лука – за веру. Действительно, блаженна та, которая может ТАК уверовать». Ведь плоды ее веры изменили судьбу всего человечества.

И Богоизбранной она стала именно за эту веру, за кротость, за готовность всю себя отдать на служение Господу, рассказывает священник. Эта тема – служение Пресвятой Богородицы, ее посвящение всей себя Богу – важный смысловой пласт праздника ее Рождества. Она всегда была послушна воле Господа. И тогда, когда маленькой девочкой оказалась готова прийти на служение в Иерусалимский храм. И потом, когда ей явилось откровение, что она станет матерью Спасителя мира, Дева Мария была всем своим сердцем открыта этому служению, готова принять всякую свою судьбу. Весь ее жизненный путь – это путь исполнения воли Божьей, принятия всего, что пошлет ей Господь.

Мост между небом и землей

В традиции православной церкви очень трепетное, личностное отношение к образу Пресвятой Богородицы. К ней обращаются за заступничеством, горячо любят ее и верят, что она знает немощи и скорби каждого. Матерь Божия остается чистейшим и совершеннейшим образом Церкви. В богослужебных текстах Богородица именуется Храмом Божиим, Божиим Жилищем.

Митрополит Антоний Сурожский так говорил об этом празднике в своей проповеди: «Сегодня родилась Божия Матерь; сегодня начинается преодоление того разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента падения. Сегодня родилась Та, которая станет мостом между Небом и землей; Та, которая станет дверью воплощения, дверью, раскрывающейся на Небо. Будем радоваться сегодня, ибо начало спасения пришло; станем думать о ней с лаской, дивиться на нее и просить ее научить нас – может быть, не уподобиться ей, потому что большинство из нас не может на это надеяться, но – любить ее с благоговением, поклоняться ей так, чтобы стать достойными быть одного с ней рода: рода человеческого, от которого родился Бог, потому что она явила такую совершенную верность. Аминь».

И значит, мы не зря имеем неисчислимое количество радостных праздников, посвященных Божьей матери, ее пречестному образу, продолжает Георгий Кочетков. «Взгляните в календарь, там почти каждый день так или иначе прославляется Божья матерь – или какое-то событие из ее жизни, ее жития, или чудеса через ее святые иконы, которые с такой любовью были написаны и распространились по всей нашей земле, ибо по ее примеру уверовавших стало в мире больше. На Руси тоже уверовавших, подобно Божьей матери, было множество, поэтому у нас такое множество ее чудотворных икон», – рассказывает священник.

У икон Царице Небесной молятся

  • Об излечении любых телесных болезней. В исторических документах существуют многочисленные свидетельства о случаях исцеления тех, кто молился у ее чудотворных икон.
  • О духовном прозрении, в том числе о поиске правильного пути в жизни, о помощи в выборе верного решения в сложной ситуации.
  • О вразумлении близких, потерявших верный путь.
  • О мире и согласии в семье. Царица Небесная помогает семейным парам наладить их отношения, внести в них гармонию и благополучие.
  • О даровании потомства. Есть большое количество свидетельств о том, что по молитвам к ней бездетные супруги становились счастливыми родителями.
  • О защите от врагов и избавлении от разных напастей.
  • Об избавлении от нищеты.
  • О поддержке в тяжелых жизненных ситуациях, когда не хватает сил для борьбы с невзгодами.
  • О решении сложной ситуации на работе, при конфликтах с коллегами и начальством.
  • О помощи тем, кто служит в армии, или иным способом защищает Родину от нападений врагов.
  • Об умножения плодородия земли.

Фото: Алеев Егор/ТАСС

Как просят защиты у Божьей Матери

День Рождества Богородицы, то есть день в честь Ее Рождения, который мы отмечаем 21 сентября, в народном сознании всегда считался великим праздником — в России c благоговением почитали Мать Христа и всегда надеялись, уповали на Ее заступничество. Причем вера в то, что Божья Матерь не оставит страдающего без Своей защиты, в России всегда была так крепка, что ни одно важное дело не начинали без молитв к Царице Небесной. Почти любой богородичный праздник или праздник конкретной иконы Божьей Матери связан с фактами спасения народа — от смут, голода, эпидемий, вражеских нашествий, пожаров.

Духовный писатель Евгений Поселянин (1870 — 1931 гг.) так объяснял чувства к Божьей Матери: бывают минуты в нашей жизни, когда мы не смеем обращаться к Богу. И вот в эти моменты тоски, сомнения, горя мы находим благую Утешительницу в Матери Божьей. Ее мы не боимся. Мы знаем, что Она («Ее тихая святыня», как говорит писатель) не отвернется от нас, в каких бы язвах, из каких бы позорных пропастей греха мы бы к Ней ни пришли. Наверное, отчетливей всего это видно в молитве перед иконой «Неупиваемая чаша», к которой обращаются при алкоголизме и наркомании. Обратите внимание, что в молитве мы просим Богородицу быть нашей Заступницей перед Господом, ходатайствовать за нас перед Ним в нашем грехе, в нашей беде.

«О, Премилосердная Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостиво услыши нас: жен, детей, матерей и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матере своея, Церкве Христовой, и спасения отпадающих, братий и сестер и сродник наших исцели. О Милостивая Мати Божия, коснись сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии. Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих…»

Но ведь мы все нуждаемся во всепрощающей любви, когда нас любят не за то, что мы хорошие, а просто за то, что мы есть. Мы все жаждем, чтобы нашлось сердце, способное сострадать нам, понять и принять нас, какими бы мы ни были. Поэтому почитание Богородицы так же естественно, как естественна потребность человеческой души в материнской любви, заботе, ласке. Поэтому Богородицу называют в молитвах «Всемилостивая Заступница, Утешительница, Покровительница, Ходатаица (т. е. ходатайствующая за нас перед Господом), Предстательница (т. е. предстающая за нас перед Богом), Исцелительница».

И хотя установка «вот эта икона помогает в таком-то случае» не совсем верна — молясь, мы обращаемся не к изображению, а первообразу, к самой Богородице, сложился определенный опыт. Он отражен и в молитвах к иконам: например, «Казанскую» просят о прозрении — физическом и духовном. Но, обратите внимание, в самом тексте молитвы нет и намека на прагматизм или отношения по принципу «ты мне — я тебе», нет. Смотрите, о чем главном просят Богородицу: «…Избави же и всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховныя жизни и оставление прегрешений». «Покаяние, смирение и исправление греховной жизни», а не матпомощь с небес — вот главная просьба перед иконой.

Все, что связано с Богородицей, является для христиан святыней. Фото: РИА Новости.

И все же, осознавая свою малость, свою немощь, человек дерзает обращаться именно к Божьей Матери с просьбами о земном, но тоже для него жизненно важном. И опыт свидетельствует: если делать это с открытым сердцем, помощь приходит.

Образу «Всех скорбящих Радость» молятся в скорбях, бедах. Образ «Всецарицы» был известен как помогающий от эпидемий, от чумы, но сейчас на нее надеются при онкологии.

Есть иконы, названия которых говорят сами за себя, — «Целительница», «Помощница в родах», «Млекопитательница», «Прибавление ума», «Скоропослушница», «Всех скорбящих Радость», «Утоли мои печали», «Умягчение злых сердец», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Спорительница хлебов», «Живоносный источник», «Спасительница утопающих» … — ясно, что это про грех, а не про воду!

А одна из самых поэтичных молитв к Пресвятой Богородице, написанная Евгением Поселяниным и названная «Вопль к Богородице», очень точно показывает, с каким чувством надо вставать на молитву перед иконами Божьей Матери: «О чем молить Тебя, чего просить у Тебя? Ты ведь все видишь, знаешь Сама, посмотри мне в душу и дай ей то, что ей нужно. Ты, все претерпевшая, премогшая, — все поймешь. Ты, повившая Младенца в яслях и принявшая Его Своими руками со Креста, Ты одна знаешь всю высоту радости, весь гнет горя. Ты, получившая в усыновление весь род человеческий, взгляни и на меня с материнской заботой. Из тенет греха приведи меня к Своему Сыну. Я вижу слезу, оросившую Твой лик. Это надо мной Ты пролила ее, и пусть смоет она следы моих прегрешений. Вот я пришел, я стою, я жду Твоего отклика, о, Богоматерь, о, Всепетая, о, Владычице! Ничего не прошу, только стою пред Тобой. Только сердце моe, бедное человеческое сердце, изнемогшее в тоске по правде, бросаю к Пречистым ногам Твоим, Владычицe! Дай всем, кто зовет Тебя, достигнуть Тобою вечного дня и лицем к лицу поклониться Тебе».

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.

Пресвятая Дева Богородица родилась сегодня. Она восходит, как солнце, из слез молитвы, из доброты благословенной старости и из священной чистоты. Сияет в мире, как плод чуда Божия. Девочка, большая небес, готовящаяся родить Творца всех.

Ра́дуйся, пре́жде рождества́ Твоего́ в Ма́терь Бо́гу-Сло́ву освяще́нная и предугото́ванная; ра́дуйся, рожде́нием Твои́м ми́р освети́вшая.

Ра́дуйся, соверше́нством Твои́х доброде́телей и на́с к тому́ же подвиза́ющая; ра́дуйся, немощны́я на́ши си́лы к творе́нию до́брых де́л подкрепля́ющая.

Ра́дуйся, Пречи́стая Де́во, Ма́терию Спаси́теля ми́ра от ве́ка предъизбра́нная (из акафиста Рождеству Богородицы).

Откуда нам известны детали Рождества Богородицы?

В Новом Завете содержатся крайне скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы. О событии ее Рождества повествует апокриф II века – Протоевангелие Иакова. Апокрифы не были приняты в канон Священных книг, но и в них отчасти запечатлелось истинное церковное Предание.

Благочестивой иудейской чете, живущая в Назарете – Иоакиму и Анне, Господь не дал потомства. А бесплодие считалось знаком гнева Божия. Каждый ветхозаветный праведник питал в душе надежду, что если не от него, то от его потомства произойдет Мессия. И что если не он сам, но его потомки будут участниками славного мессианского царства. Святым Богоотцам Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть пренебрежение и упреки от своих соотечественников.

После одной из жестоких обид им явился ангел Господень и возвестил, что у них родится Дщерь Преблагословенная, через которую прославится во всем мире род их. Престарелый Иоаким пообещал принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов — огромное состояние, к тому же супруги решили посвятить дитя Богу — отдать Дочь для служения в храм, до совершеннолетия.

Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого.

Ветхий Завет по преимуществу был временем Божиих обетований и человеческих упований на грядущее спасение. Господь из всех народов земли избирает Себе народ израильский и из всех родов израилевых – род пророка и царя Давида и первосвященника Аарона, чтобы из их потомства произошел по плоти Господь Иисус Христос. Последним звеном цепи Божественных избраний и началом нашего спасения было Рождество Богородицы, которое Святая Церковь празднует в начале церковного года.

Вся последующая жизнь Божией Матери сначала была раскрытием на земле великой и страшной тайны любви Божией к миру и человеку, а затем Ее служением Своему Божественному Сыну. Церковь знает только одного человека, который был свободен от себялюбия совершенно, который от начала до конца своей жизни всегда отдавал всего себя Богу, ничего не ожидая взамен. Это – Матерь Божия.

Именно с события Рождества Божией Матери началась новая эпоха в истории человеческого рода. Поэтому и годичный богослужебный круг развертывается в пределах земной жизни Божией Матери: начинается он с Ее рождества и кончается Ее успением. Весь церковный год в той или иной степени связан с жизнью Божией Матери, и нет для человека другого пути вхождения в жизнь Христа Спасителя, как только через благоговейное почитание Его Пречистой Матери и следование по Ее пути, ведущему в жизнь вечную.

Праздник Рождества Богородицы в истории Руси

В истории русского православия этот праздник занимает особое место. В этот день состоялась Куликовская битва, поворотная для Руси. Благоверный князь Димитрий Донской особенно уповал в день великого праздника на помощь Матери Божией, и Она не отвергла его молитвы. Молился в тот день о победе русского воинства и преподобный Сергий Радонежский, благословивший двум инокам Троице-Сергиевой Лавры, Пересвету и Ослябе, чьи подвиги надолго останутся в народной памяти, сразиться за Отечество.

В ночь с 7 на 8 сентября 1380 года, то есть в канун праздника, произошло чудесное явление в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского монастыря Владимира, где покоилось тело благоверного князя Александра Невского. Монах-пономарь бодрствовал в притворе церкви, где почивали мощи, и со слезами молился об избавлении от нашествия иноплеменных. Внезапно возле гроба князя Александра сами собою зажглись свечи, и, как повествует древнее житие благоверного князя Александра, «два святолепных и честны́х старца вышли из святого алтаря и, подойдя к гробу Александрову, начали говорить: «Господине Александре, встань, поспеши на помощь сроднику своему, великому князю Димитрию, одолеваемому иноплеменниками!» Скорый же на помощь великий князь Александр тотчас встал из гроба, и видя пономаря, сделался невидим».

Именно в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября 1710 года, в ходе Северной войны со Швецией (1700—1721), был отвоеван русскими войсками под предводительством генерала Р. В. Брюса, центр карельского края — город Кексгольм (Приозерск). Валаам в это время уже 100 лет находился в полном разорении. Показательно, что Петр I в качестве цели войны «не ссылался прежде всего на экономическую потребность иметь выход в Балтику, а выдвигал религиозные обоснования своих действий. Он объявил, что поднял оружие на Карла XII «для освобождения ижорских и карельских христиан, оставивших от насильства шведского православную веру греческую и принявших закон люторский».

* * *

Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.

Рождество Пресвятой Богородицы ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диаволу и греху. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

На Рождество Богородицы митрополит Екатеринодарский и Кубанский Григорий проведет службу в храме ст. Старокорсунской Краснодара

Рождество Богородицы православные отмечают 21 сентября. Это один из наиболее значимых в православии праздников. Он посвящен евангельскому преданию о рождении Девы Марии, Богоматери, матери Иисуса Христа.

История праздника

Считается, что праведные Иоаким и Анна долгое время не имели детей. И только когда они дали обет посвятить ребенка Богу, совершилось чудо. Испытав их веру и усердие, Бог подарил им великую радость – у них родилась дочь Мария, которую называют Пресвятой Богородицей.

Отмечать этот праздник православные начали в пятом веке. Первыми о нем упоминают Константинопольский патриарх Прокла (439–446 годы) и папа Геласий (492–426 годы).

Изображать на иконах Божью Матерь стали позже: в X веке. Некоторые древние фрески в храмах Сербии, Украины, России сохранились до наших дней. Иконописцы изображали в центре иконы мать Марии — праведную Анну, а рядом с ней — акушерку, слуг, женщин с дарами в руках, которые пришли поклонится будущей великой святой, сообщает ТАСС.

В день Рождества Богородицы во всех православных церквях проходят праздничные службы.

Приметы и традиции праздника

Раньше, по обычаю, женщины с утра шли на водоем, так как считали, что, если женщина умоется до восхода солнца, красота ее сохранится до самой старости. А детей, чтобы они были здоровы – обливали на пороге дома.

Бездетные пары в этот день обращались к небесам с просьбой о ребенке. Незамужние девушки просили помочь им в создании семьи.

Стоит сказать, что в этот день строжайше запрещены ссоры, споры, скандалы, а особенно — брань. Также в праздник нельзя заниматься тяжелым физическим трудом и делать работу по дому, поэтому хозяйки проводят уборку до наступления торжества.

Богородица продлевает наше празднование Рождества

Для светского мира рождественский сезон начинается в День всех святых и заканчивается в 23:59. в Рождество. Конечно, как и в большинстве вещей, в светской культуре все совершенно наоборот. Католическая церковь, с другой стороны, признает, что «Двенадцать дней Рождества» не начинаются в середине декабря и не достигают кульминации в Рождество; вместо этого в эти дни начинаются в день, когда мы отмечаем рождение нашего Господа.

Что еще лучше, так это то, что рождественский сезон все еще в силе после этих двенадцати дней. Сезон не заканчивается до праздника Крещения Господня (воскресенье, 12 января в этом году), и можно утверждать, что рождественский цикл не заканчивается до 2 февраля – праздником Сретения Господня, обычно называемого » Свечи». Я знаю, что буду хранить свою елку до тех пор!

Но иногда даже мы, христиане, забываем обо всех чудесных празднествах, которые происходят в период Рождества, таких как Праздник Святых Невинных и Богоявление Господне.Но сегодня давайте сосредоточимся только на одном из этих праздников. Давайте сконцентрируемся на празднике, который не мог быть должным образом отпразднован на Рождество из-за нашего основного внимания на воплощении нашего Господа Иисуса в Его рождении. В Октавный день Рождества мы празднуем божественное материнство Богоматери праздником, известным сегодня просто как Торжество Марии, Богородицы. Почему так важно, чтобы мы праздновали этот праздник? Или еще лучше, почему этот праздник является святым днем ​​обязательств?

Ни Марии, ни Рождества

Во-первых, мы должны понимать, что это очень древний праздник.В то время как на протяжении многих лет Октавный день Рождества был сосредоточен на различных элементах, таких как Обрезание Господне, в этот день всегда отмечалась Пресвятая Дева Мария. Взгляните на коллекцию для этого праздника. Это тот же набор, что и в Миссале 1962 года:

.

О Боже, плодотворным девством Пресвятой Богородицы Ты даровал человеческому роду награду вечного спасения; даруй, молим Тебя, ощутить силу ее заступничества, чрез Которого мы удостоились принять Начальника жизни, Иисуса Христа, Сына Твоего, Господа нашего, живущего и царствующего с Тобою в единстве Святого Духа. , один Бог, во веки веков.

Этот праздник помогает нам по-особому вспомнить, что без «Да!» Марии во-первых, никогда бы не было Рождества. Поскольку она так совершенно исполнила волю Отца, мы можем быть уверены, как упоминает Сборник, что ее заступничество за нас будет самым могущественным. Только подумайте обо всех титулах Богоматери. Она не зря их получила. Она удостоена множества титулов, потому что ее молитвы о нас более эффективны, чем мы можем себе представить.

Праздничный пир

Божественное материнство Богоматери признано не только в латинском, но и в византийском обряде. Этот праздник отмечается 26 декабря по византийскому обряду, и, в частности, у Византийской католической церкви есть много красивых гимнов, которые поются в этот день, например, этот:

«Звезда возвещает мудрецам благую весть. Ангелы присоединяются к пастухам, чтобы воспеть славу твоего чудесного деторождения, о Женщина, Полная Благодати».

Кто-то может указать, что мы уже праздновали материнство Марии и ее «Да» во время праздника Благовещения.Мы должны помнить, что годовой цикл Церкви побуждает нас вспоминать об этом не один раз. Даже в праздник Благовещения мы празднуем и Воплощение. Если Иисус был полностью человеком, то он вошел в мир в тот день как человек на самой ранней стадии развития, зигота. Мы празднуем, как Бог взял нашу плоть в этот день в дополнение к фиату Марии . И поскольку его рождение по праву затмит материнство Марии в праздник его Рождества, правильно, что мы отводим день для Марии 1 января, когда мы можем справедливо почтить ее и просить об этом мощном заступничестве от нее.

Блаженный Папа Павел VI ясно дал понять, что этот день должен отмечаться всеми верующими, и по его формулировкам, использованным в Апостольском увещании Marialis Cultus , легко понять, почему этот праздник обычно является священным днем:

«В пересмотренном упорядочении периода Рождества нам кажется, что внимание всех должно быть обращено на восстановленное Торжество Пресвятой Богородицы Марии. Это празднование, назначенное на 1 января в соответствии с древним указанием литургии города Рима, призвано отметить роль Марии в этой тайне спасения.Он также предназначен для того, чтобы возвысить исключительное достоинство, которое эта тайна придает «святой Матери… через Которую мы удостоились принять Творца жизни». еще раз вняв благовестию ангельскому (ср. Лк. 2, 14) и испросив у Бога, чрез Царицу Мира, высшего дара мира».

Итак, вместо того, чтобы собирать рождественские украшения и впадать в депрессию 26 декабря, давайте продолжим праздновать, ведь сезон только начался. Торжество Пресвятой Богородицы — лишь один из многих праздников, которые мы отмечаем в это время года, потому что просто невозможно отметить все эти события 25 декабря. К счастью, Церковь предоставляет нам календарь, в котором отражены все аспекты Рождества. сезон свое время. Давайте все приложим усилия, чтобы быть на мессе 1 января, чтобы мы могли поклоняться нашему Господу и просить Богородицу о ее защите через ее заступничество.


Вам также может понравиться:
Знамение Безгрешной Девы Богородицы
Торжество Пресвятой Богородицы
Библейская прогулка с Пресвятой Богородицей Сессия: Мария: Богородица

Николас ЛаБанка  является колыбелью католика и надеется дать уникальный взгляд на жизнь в католической церкви в качестве миллениала.Среди его любимых святых его покровитель святой Николай, святой Игнатий Лойола, святой Фома Аквинский, святой Иоанн Мария Вианней и святой Афанасий Александрийский.


Эта статья была впервые опубликована в блоге Ascension 1 января 2018 г.


Избранное изображение, Богородица с ангелами (1900), Уильям-Адольф Бугро, источник из Wikimedia Commons


Мария, Богородица? — Инициатива «Перекрёсток»

Др.Марчеллино Д’Амброзио

Этот пост также доступен на следующих языках: Испанский, Итальянский

1 января является священным днем ​​для католиков. Не потому, что сегодня Новый год, а потому, что это октава (8-й день) Рождества. Этот праздник Марии, Богородицы, приносит домой реальность воплощения. В Иисусе Творец действительно стал человеком. И у этого человека была и есть мать. Так утверждал Вселенский Собор в Эфесе в 431 г. н.э.

ПРОСЛУШАТЬ этот пост, прочитанный Dr.Италия, нажмите на стрелку воспроизведения слева, прямо под этим абзацем.

Мать мессии за последние 2000 лет называли по-разному – Девой Марией, Богородицей, Пресвятой Богородицей. Но назовите ее «Матерью Божией», и вы увидите, как некоторые христиане будут корчиться.

Богородица

В этом нет ничего нового. Однажды в начале пятого века священник произнес волнующую проповедь в присутствии патриарха Константинополя. Его предметом была святая мать Иисуса.Проповедник постоянно называл Марию « Богородицей », что означает «Богоносица». Это не было нововведением — к тому времени христиане призывали Марию под этим титулом уже как минимум двести лет.

Тем не менее, в конце проповеди патриарх поднялся по ступеням кафедры, чтобы поправить проповедника. Мы должны называть Марию Матерью Христовой, сказал Патриарх Несторий, а не Богоматерью. Она была матерью его человеческой природы, а не матерью его божественности.

Его комментарий вызвал бурю негодования. И спор потряс не только конгрегацию, но и всю империю.

Кирилл, патриарх Александрийский, Египет, сразу понял, что богословие Нестория о Марии было симптомом гораздо более глубокой проблемы, проблемы с самим воплощением. Отрицание Марией титула «Богородица» делает Иисуса дихотомией, раздвоением личности. Это означало бы, что Бог на самом деле не принял нашу человечность, чтобы стать человеком. Наоборот, человечность Христа герметически отделена от божественности, как если бы Иисус был двумя личностями.Как будто человеческая природа была настолько безвкусной, что Богу во Христе приходилось держать ее на расстоянии вытянутой руки. Согласно Несторию, можно сказать, что через Иисуса Бог воскресил Лазаря, или умножил хлебы, или ходил по воде. Но нельзя говорить, что в Иисусе Бог родился или что Бог умер.

Эфесский собор

Кирилл, понимая, что это вызов сердцу христианской веры, потребовал созыва Вселенского Собора для решения вопроса. Итак, в 431 году нашей эры Эфесский собор под руководством Кирилла собрался и торжественно провозгласил, что Мария действительно по праву должна почитаться как Богородица года.  Он провозгласил, что с момента своего зачатия Бог воистину стал человеком.

Конечно, Мария — творение и никогда не могла быть источником вечной Троицы, которая не имеет ни начала, ни конца.

Но второе лицо Пресвятой Троицы решило воистину стать человеком. Он не просто позаимствовал человеческое тело, некоторое время возил его, а затем вознесся обратно на небеса, выбросив свое тело, как старую машину.

Нет, в момент его зачатия во чреве Марии произошло удивительное.Бог-Сын навеки соединился с человеческой природой. Человечество и божественность были так тесно связаны в Иисусе, сыне Марии, что уже никогда не могли быть разделены. Все, что будет сделано сыном Марии, будет делом как Бога, так и человека. Так что правильно было бы сказать, что человек воскресил Лазаря из мертвых и повелел ветру и волнам. Но было бы одинаково правильно сказать, что Бог родился в тот первый день Рождества и что в Страстную пятницу Бог умер.

Эфесский Собор, однажды утвержденный Папой, стал третьим Вселенским Собором Католической Церкви.Его учение в этом вопросе есть догма, истина, открытая Богом, которую все обязаны принять.


Изображение неизвестного художника. Всеобщее достояние.

Мария, Богородица

Так почему же римская литургия празднует Октаву Рождества как праздник Марии Богородицы? Потому что эта парадоксальная фраза поражает самое сердце Рождества. Песни, которые мы поем, и открытки, которые мы пишем, превозносят младенца из Вифлеема как Эммануила, Бога с нами. Он настолько «с нами», что после посещения Гавриилом Богородицы Божественное Слово уже никогда не может быть отделено от нашей человечности.Что Бог соединил, того человек да не разлучает.

Чтобы узнать больше о 1 января, октаве Рождества и Рождественском сезоне в целом, посетите раздел Рождество – Воплощение библиотеки Инициативы Перекресток.

Этот пост посвящен празднику Пресвятой Богородицы, Марии Богородицы 1 января. Он размышляет о чтениях на Новый год – Числа 6:22-27; Псалом 67; Галатам 4:4-7 и Луки 2:16-21.

Баннер/изображение Марии, Богородицы и Богородицы работы неизвестного художника. Всеобщее достояние.

Мария, Богородица | Францисканские СМИ

Святой дня 1 января
Мария, Богородица

История Марии, Богородицы

Божественное материнство Марии привлекает внимание к Рождеству. Мария играет важную роль в Воплощении Второго Лица Пресвятой Троицы. Она соглашается на Божье приглашение, переданное ангелом (Луки 1:26-38). Елизавета провозглашает: «Благословенней ты среди женщин и благословен плод чрева твоего .И как это случилось со мной, что мать моего Господа пришла ко мне?» (Луки 1:42-43, курсив добавлен). Роль Марии как Божьей матери ставит ее в уникальное положение в Божьем плане искупления.

Не называя имени Марии, Павел утверждает, что «Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону» (Галатам 4:4). Дальнейшее заявление Павла о том, что «Бог послал в сердца наши духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»», помогает нам осознать, что Мария является матерью всех братьев и сестер Иисуса.

Некоторые богословы также настаивают на том, что материнство Марии Иисуса является важным элементом в творческом плане Бога. «Первой» мыслью Бога при сотворении был Иисус. Иисус, воплощенное Слово, — это тот, кто мог дать Богу совершенную любовь и поклонение от имени всего творения. Поскольку Иисус был «первым» в представлении Бога, Мария была «второй» в той мере, в какой она была избрана от вечности быть его матерью.

Точный титул «Богородица» восходит как минимум к третьему или четвертому веку. В греческой форме Богородица (Богоносица) оно стало пробным камнем церковного учения о Воплощении.Эфесский собор 431 года настаивал на том, что святые отцы были правы, называя святую деву Богородицей . В конце этой конкретной сессии толпы людей прошли по улицам с криками: «Хвала Богородице !» Традиция доходит до наших дней. В главе о роли Марии в Церкви Догматическая конституция II Ватикана о Церкви называет Марию «Богородицей» 12 раз.


Отражение:

На сегодняшнем празднике сошлись другие темы.Это октава Рождества: наше воспоминание о божественном материнстве Марии придает дополнительную нотку рождественской радости. Это день молитвы за мир во всем мире: Мария — мать Князя мира. Это первый день нового года: Мария продолжает нести новую жизнь своим детям, которые также являются Божьими детьми.


Наслаждайтесь этой молитвой на Новый год!


Рождество и Торжество Божественного Материнства Марии: Университет Дейтона, Огайо

– Составлено под руководством отца Иоганна Ротена, С.М.

Этот указатель материалов, включенных в веб-сайт «Все о Марии», объединяет ресурсы, относящиеся к сезону Рождества, а также к Торжеству Божественного материнства Марии, которое отмечается 1 января. Дополнительные ресурсы также могут быть доступны с помощью предоставленных инструментов поиска.

Жизнь Мэри

См.: Арбитражные документы: Жизнь Марии

См.: Библейские размышления о Марии


Литургия

Вотивные мессы Пресвятой Девы Марии
Выдержки из введения к следующим вотивным мессам, взятым из Собрания Марианских месс.
Пресвятая Богородица, Матерь Божия
Пресвятая Богородица, Матерь Спасителя
Пресвятая Богородица и Богоявление Господне
Пресвятая Богородица и Сретение Господне
Богоматерь Назаретская
Богоматерь Канская
См.: Сборник месс Пресвятой Богородицы

.

Какие праздники Марии?
В католической церкви отмечается множество праздников Девы Марии, но главные из них – Торжество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение и Непорочное зачатие.Торжество Марии, Богородицы, является древнейшим Марианским праздником Римской Церкви. См.: Список праздников

.
Арбитражные документы

Жизнь Марии: Священное Писание — см. : Магистерские документы: Жизнь Марии


Молитва

См.: Литания Младенцу Иисусу

См.: Розарии и венки: различные виды


Арт.

Рождественские наборы со всего мира – см. Коллекция яслей Марианской библиотеки


Музыка

См.: Музыка к Рождеству


Поэзия

См.: Рождественская поэзия


Медитации

См.: Рождественская медитация
Включает темы: «Да и настоящее», «Генеалогия и сломанные жизненные модели», «Младенец Христос», «Слово и слова», «Богоявление», Восток и Запад, Сердце Марии

Евангелие от Луки противопоставляет великолепие возвещения ангелов пастухам смирению Иисуса в яслях.См.: Евангелие от Луки, Комментарий к Рождественскому отрывку

.

На изображении: Поклонение пастухов, Антонио Балестра (1666-1740)

Мария, мать Рождества

В моем заключительном выпуске о Рождестве я хотел бы затронуть вопрос, который, к сожалению, разделяет христиан больше, чем любой другой: Марию.

Конечно, она, после Христа, центральная фигура рождественской истории. Именно ее «Да будет с моим по воле Твоей» ангелу Гавриилу, которая даже допустила пришествие Христа.

Задумайтесь об этом на мгновение. Молодую девушку спрашивают, согласится ли она забеременеть от Сына Божьего, девушку, которая только что была обручена с другим мужчиной и знает, как и любая хорошая еврейская девушка, что судьба избранных сыновей Божьих, как правило, безрадостна.

Но она сказала «да», полностью и полностью веря в Божий замысел и Его доброту, и, без сомнения, потому, что она была готова пожертвовать своими потребностями ради большего блага… ну, действительно, это было величайшим благом из всех.

И ее «да», ее согласие на просьбу Бога навсегда изменили человечество и отменили «нет» Евы.Это разрушило «нет» Евы, чтобы родился новый Адам, чтобы освободить нас от пятна адамова греха. Но это самое важное действие, совершенное — опять же — девочкой-подростком, принесло Марии не немедленную славу, а вместо этого несчастье и страдание.

Когда она вот-вот родит, ее заставляют посетить родной город своего мужа Иосифа, а затем родить на морозе среди домашнего скота. Довольно невпечатляющий способ рождения спасителя человечества, должно быть, подумала она, но все равно доверилась.

И тогда она пошла в Храм, чтобы посвятить его, и Симеон, мудрый и святой человек, сказал, что сердце ее «будет пронзено мечом», что в некотором роде подтвердило довольно зловещую судьбу ее новорожденного сына и страдания она бы выдержала. И все же она верила и доверяла Богу.

Затем ее посетили три волхва с Востока и преподнесли в дар золото, ладан и смирну. Мирра использовалась в древнем мире для подготовки тел к погребению, поэтому эти мудрецы дают ей напоминание о надвигающейся смерти ее сына.Довольно странный подарок младенца, чтобы быть уверенным.

Ангел велел ей и Джозефу бежать в Египет, спасаясь от кровавых преследований местного царя, прослышавшего о прибытии младенца-мессии.

Теперь она должна покинуть свой дом со всеми этими ужасными предупреждениями, висящими в воздухе. Затем все дети мужского пола в возрасте до 2 лет были убиты ревнивым, ненавистным королем, резня, которая, без сомнения, тяжело тяготила сердце молодой матери.

И все же она доверяла. Она доверилась Богу и поддержала своего сына в самые темные дни, когда все его апостолы, кроме одного, оставили его.Она стояла у подножия креста, глядя на своего замученного, мертвого сына, несомненно, вспоминая ту роковую ночь 33 года назад, когда ангел попросил ее согласия стать матерью Сына Божия.

Эта абсолютная вера в Бога и преданность своему сыну в ущерб собственному комфорту и безопасности — вот почему мы, католики, почитаем — а не поклоняемся — этой святой женщине Божией. Ее любовь к Иисусу и Богу-Отцу, а также ее близкие отношения со Святым Духом вдохновляют нас подражать ее путям, подражать ей и напоминать себе о том, кем мы можем быть, если искренне доверяем Его путям.

Немыслимое бремя легло на эту юную еврейскую девушку лет 15-16 из захолустного городка на завоеванной далекой территории Римской империи. Мария, мать Иисуса, мать Божья (по логике и по природе) не только приняла это бремя, но и превратила его в песнь любви к Богу своей верностью и своими делами.

Счастливого Рождества Марии, нашей матери в силу того, что она является матерью нашего Господа.

Трей Хоффман

Пичтри-Сити, Джорджия.

Торжество Пресвятой Богородицы в Ватикане в 2023 году

Торжество Пресвятой Богородицы в Ватикане

Торжество Пресвятой Богородицы Марии — это праздник Пресвятой Девы Марии, посвященный материнству Марии Иисуса. Он отмечается по латинскому обряду католической церкви 1 января, 8-го дня Рождества.

В Православной Церкви 26 декабря празднуется Дева Мария как Богородица.

Когда Новый год?

Новый год — это первый день года по григорианскому календарю, который выпадает ровно через неделю после Рождества предыдущего года.

Новый год является государственным праздником во всех странах, которые соблюдают григорианский календарь, за исключением Израиля. Это делает его самым широко отмечаемым государственным праздником в мире.

В некоторых странах 2 января может быть дополнительным новогодним праздником.

Страны, которые до сих пор используют юлианский календарь, отмечают Новый год 14 января.

Кто работает 1 января?

Он традиционно отмечается фейерверком по всему миру в 00:00 по местному часовому поясу.

История Нового года

Это такая часть нашей жизни, что было бы удивительно узнать, что празднование первого дня нового года 1 января является относительно современной практикой

С учреждением Римской республики в 509 г. до н. в два консула, которые избирались ежегодно. С 222 г. до н.э. они вступили в должность 15 марта (мартовские иды). В 153 г. до н.э. консулы начали приходить к власти 1 января (январские календы), что теперь знаменовало начало консульского или гражданского года, а также календарного года.

Когда во время одной из многочисленных попыток очистки календаря были добавлены январь и февраль, на самом деле они были добавлены к концу года. Месяц был назван Янус в честь римского бога дверей и ворот. У Януса было два лица, одно обращено вперед, а другое назад — подходящее название для месяца в начале года.

Несмотря на это, традиционное весеннее открытие вегетационного периода и время военных походов по-прежнему отмечалось народным празднованием Нового года.

В Средние века для обозначения Нового года использовался ряд различных дат христианских праздников, хотя календари часто продолжали отображать месяцы в столбцах с января по декабрь на римский манер. В XI веке Вильгельм Завоеватель объявил январь официальным началом года в Англии, но за пределами королевского двора никто не обращал на это особого внимания.

В некоторых частях Европы день Нового года определялся Пасхой, что означало новую дату Нового года каждый год.

Только в 1582 году Римско-католическая церковь официально провозгласила 1 января Новым годом.

Большинство стран Западной Европы официально приняли 1 января как день Нового года еще до того, как они перешли на григорианский календарь.

Порвав с Римско-католической церковью, Великобритания и английские колонии в Америке продолжали начинать год 25 марта по старому юлианскому календарю. Только в 1752 году Британия и ее владения перешли на новый стиль (григорианский) календарь и приняли 1 января как начало года.

Новогодние обещания

Многие люди используют возможность Нового года, чтобы принять решения. Согласно опросу ComRes, наиболее распространенными новогодними обещаниями были больше заниматься спортом (38%), похудеть (33%) и питаться более здоровой пищей (32%).

Традиция ставить новогодние обещания началась около 4000 лет назад у древних вавилонян, хотя у них год начинался не в январе, а в середине марта, в первую луну после весеннего равноденствия. По словам историков, возвращение ржавых граблей, которые вы одолжили у соседа, стояло на первом месте в списке резолюций вавилонян, наряду с вечным обещанием выплатить долги.

Когда на самом деле заканчивается Рождество?

Рождество заканчивается 13 января

В usus antiquior римского обряда, в соответствии с общими рубриками Римского Бревиария , «Святки» включают как «время Рождества» (12 дней, наблюдаемых ранее), так и «время Богоявления», т. е. восемь дней от Богоявления 6 января до памяти Крещения Господня 13 января. 

То, что сейчас называется сезоном Богоявления, до 1955 года отмечалось как Октава Богоявления.

Рождество заканчивается Сретением

Теперь поговорим.

Сретение Господне, или Праздник Сретения Господня, 2 февраля. В этот день многие католики приносят в церковь свечи для освящения. Затем они могут зажечь эти свечи дома во время молитвы или в трудные времена как символ Иисуса Христа, Света миру.

90 002 Candlemas — последний день, когда Alma Redemptoris Mater является антифоном Марии, добавленным к часам Божественной службы.Alma Redemptoris Mater используется с начала Адвента до 2 февраля, поэтому Сретение стало ассоциироваться с окончанием рождественского сезона.

Candlemas по-прежнему отмечаются публичными рождественскими празднованиями по всему миру, в том числе в Перу, Пуэрто-Рико, Франции и Бельгии.

С другой стороны, известно, что воскресенье Septuagesima, которое определенно не является частью Рождества, приходится на 2 февраля, что лжет о вечеринке «Рождество до Сретения».

Что говорят епископы США?

По данным Конференции католических епископов США, литургический сезон Рождества заканчивается празднованием Крещения Господня.

(продолжение истории ниже)

Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку

Наша команда Католического информационного агентства стремится сообщать правду мужественно, честно и преданно нашей вере. Мы сообщаем новости о Церкви и мире через учения католической церкви.Когда вы подписываетесь на CNA UPDATE, мы будем присылать вам ежедневное электронное письмо со ссылками на нужные вам новости, а иногда и на экстренные новости.

В рамках этой бесплатной услуги вы можете время от времени получать от нас предложения в EWTN News и EWTN. Мы не будем сдавать в аренду или продавать вашу информацию, и вы можете отказаться от подписки в любое время.

Крещение Христа, которое USCCB называет концом Рождества, отмечается в первое воскресенье после 6 января в Novus Ordo. В этом году это 9 января.

После Крещения Христова священнослужители должны носить зеленые ризы Обыкновенного Времени.

Итак, когда заканчивается Рождество?

Точное время, чтобы отметить окончание рождественского сезона? Это в значительной степени личный призыв, основанный на ваших собственных традициях, обычаях и других факторах. Из соображений безопасности CNA рекомендует снести дерево, как только оно начнет сбрасывать тонну сосновых иголок, но помимо этого есть аргументы в пользу того, чтобы оставить все на месте до 2 февраля. Конечно, ваши соседи могут не согласиться. , но это проблема «их», а не «вас».

С Рождеством!

Кристин Руссель — корреспондент католического информационного агентства округа Колумбия. До работы в CNA она была управляющим веб-редактором Townhall.com; она имеет степень бакалавра политических наук Провиденс-колледжа.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта